среда, 9 октября 2019 г.

программа "Спортивные игры с элементами баскетбола"

Департамент образования администрации города Омска
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Станция Юных Туристов»


Принято на заседании методического совета
от «___»________ 20___ г.
Протокол № ___________



Утверждаю:
Директор БОУ ДО
г. Омска  «СЮТур»                                                            ______________  С.М.Поляков
 «____» ____________ 20____ г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
«Спортивные игры с элементами баскетбола»

Возраст обучающихся: 12 – 16 лет,
Срок реализации: 1 года







Автор-составитель:
Карами Вячеслав Николаевич,
педагог дополнительного образования









Омск , 2016
Пояснительная записка


            Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностных ориентиров здорового образа жизни (ЗОЖ) для современной России стало задачей первостепенной важности, так как плохое здоровье не обеспечивает человеку достойной самореализации в социуме.
            Спортивные игры, в том числе и баскетбол, направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, но и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (развития познавательных интересов, выработки воли и характера, умения ориентироваться в окружающей действительности, взаимодействовать в коллективе и т.д.).
             Это и стало основной целью создания   программы дополнительного образования детей «Спортивные игры с элементами баскетбола».
            Программа «Спортивные игры с элементами баскетбола»  является модифицированной, имеет физкультурно-спортивную направленность.
            Составлена на основе спортивной программы для СДтЮСШОР., М-2004год.
            По  уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.  
            Актуальность программы обусловлена тем, что в основе игры, на фоне постоянно меняющейся информации лежит активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.д.            
Специфика двигательной деятельности игры в баскетболе способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на психомоторный моторных организмов (быстрота и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, концентрация внимания, распределение внимания, объема поля зрения, оперативность, мышление, моторная выносливость).
     Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности её индивидуальности, творческого отношения к двигательной деятельности.
            Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от сложности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов и интересов команды. Таким образом, баскетбол формирует у подростков умения и навыков оптимального участия в коллективной работе.
            Педагог может успешно обучать на занятиях основам техники и тактики, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации упражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятиях. Одним из таких приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой может быть часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик.
            Педагогическая  целесообразность  и новизна программы заключается в том, что ее воспитание построено так, чтобы помимо обучения физически сложным элементам и упражнениям давать воспитаннику теоретические занятия по формированию психического здоровья, что в целом дает нужный и важный результат. Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в баскетбол дают большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей, и создаёт уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов воспитания воли и характера, чувства коллективизма.
            Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по баскетболу, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Программа не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и всестороннее развитие детей.
            Отличительная особенность программы «Спортивные игры с элементами баскетбола» в ее социальной направленности. Программа предоставляет возможность детям, достигшим 12-16 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий баскетболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям баскетболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение по программе «Спортивные игры с элементами баскетбола» стимулирует обучающегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы.
Цель:
            Обеспечение разностороннего физического развития, укрепление здоровья обучающихся, воспитание гармоничной, социально-активной личности посредством  спортивных игр и обучения игре в баскетбол.    
Задачи:
            1.Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности; укрепление здоровья обучающихся.
            2.Освоение техники и формирование привычки к занятиям определёнными видами физических упражнений, использование которых позволит сохранить здоровье и работоспособность.
            3.Развитие физических качеств (выносливость, координация, ловкость), развитие волевых качеств (самообладание, целеустремленность, дисциплинированность) развитие памяти, внимания.
            4.Формирование  психологических черт личности, воспитание волевых      качеств.

Принципы обучения

            Важнейшими дидактическими принципами обучения являются: сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность.
            Принцип сознательности и активности предусматривает воспитание сознательного отношения к занятиям.
            Принцип активности предполагает умение обучающихся быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым и интересным её проведением.
            Принцип наглядности предполагает образцовый показ изучаемых действий, образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий.
            Принцип доступности и индивидуальности предусматривает, чтобы перед
занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства для их решения.
            Принцип систематичности и последовательности предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, логическую связь предыдущего учебного материала с последующим, постепенное увеличение нагрузки
            Принцип прочности предусматривает усвоение знаний, умений, навыков. Основным условием реализации этого признака является многократное повторение упражнений, приемов, действий.
            В основу занятий по программе положена педагогика сотрудничества с элементами личностно-ориентированного подхода. Характер воспитательного взаимодействия строится на гуманно-личностных, субъектно-субъектных отношениях.
            При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях  в зависимости от возраста обучающихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Организация образовательного процесса.
Специфика программы.
            Программа рассчитана на подростков 12-16  лет. Она предусматривает проведение теоретической и практических занятий, и ее реализация в течение 3-х лет.
            Все занимающиеся в объединении делятся в зависимости от возраста по годам обучения.
            Занятия в группах 1-го обучения -144 часов в год, 2 раза в неделю по 2 часа, наполняемость групп – 15 воспитанников. Возраст детей   12-14 лет.
            Занятия в группах 2-го и 3-го года обучения – 144 часов, 2 раза в неделю по 2 часа, наполняемость групп – от 12 до 13 воспитанников. Возраст детей   15-16 лет
            Форма занятий – групповая. Основной принцип тренировочной работы – дальнейшее всестороннее физическое развитие подростка «от простого к сложному», т.е. при постоянстве тем с каждым годом меняется количество часов на эти темы. Изменяются контрольные показатели при сдаче нормативов.     
            Образовательная деятельность по программе осуществляется по следующим разделам:
1.                 Теоретическая подготовка;
2.                 Специальная подготовка;
3.                 Техническая подготовка;
4.                 Тактическая подготовка;
5.                 Игровая подготовка;
6.                 Контрольные нормативы;
7.                 Соревновательная подготовка;
8.                 Инструкторская и судейская  практика
       Основными формами учебного процесса в группах являются:
-                   Теоретические и групповые практические занятия,
-                   Соревнования, учебные, тренировочные и товарищеские игры,
-                   Педагогическое тестирование.

            Основные методы работы с детьми: словесный, наглядный, метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный.
            Образовательный процесс  включает в себя как коллективные, групповые так и индивидуальные формы работы.
            Наряду с учебной деятельностью большое внимание уделяется  воспитательной работе:
·           «День именинника»;
·          экскурсии на стадионы, в спортивнее комплексы;
·          мероприятия, посвящённые Дню Здоровья;
·          весёлые старты;
·          традиционные встречи с профессиональными спортсменами;
·          праздник семейного творчества;
·          тематические диспуты и беседы;
·          экскурсии, посещение театров, выставок;
·          родительские собрания в форме  отчетных спортивных мероприятий, на  которых  родители могут наблюдать рост ребенка;
·          регулярное подведение итогов спортивной деятельности обучающихся
·          участие в благотворительной деятельности.
            Важное место в воспитательной работе отводиться соревнованиям.
У воспитанников формируются, прежде всего, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
            Деятельность по программе предполагает сотрудничество с родителями. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса, они включаются в организацию совместных мероприятий, поддерживают  коллектив в спортивных мероприятиях.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы и уровня развития детского коллектива

            Для оценки уровня развития детей и сформированости у них основных умений и навыков в конце каждого полугодия проводятся итоговые занятия.
            Для проверки физического состояния ведётся дневник самоконтроля   (Приложение №1)
            Проводятся тесты: Тесты по общефизической подготовленности   (Приложение №2), Тесты по технической подготовленности   (Приложение №3)
            Для определения  физической готовности обучающихся  проводятся 2 раза в год проверки по контрольным  нормативам:  Приемно-переводные нормативы   (Приложение №4,№5)
            Развитие личностных качеств и коммуникативных навыков детей наблюдается с помощью методики Л.П.Рязановой (Приложение № 6).
            Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности обучающихся проводится с помощью методики Н.С. Маляковой
(Приложение № 7).
            Психологическая атмосфера в коллективе и уровень его сформированости отслеживается с помощью тестов и социометрических методов (Приложение № 8).
            Уровень освоения теоретических знаний по программе проводится в виде вопросов (темы теоретической подготовки раздела ОФП) (Приложение № 9).
            Перечень спортивных игр с описанием правил проведения игры (Приложение №10).
            Контрольные тесты по технике игры (Приложение №11).
            Психолого-педагогическая характеристика детей 12- 16лет  (Приложение № 12).
            Основной формой подведения итогов работы коллектива в целом является участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях разного уровня.
            В результате реализации программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
·           сформируется уважительное отношение к здоровому образу жизни;
·           усовершенствуется физические способности;
·          возрастет уровень знаний в области  спорта; повысится активность в подготовке и участии в спортивных соревнованиях разного уровня.
            После завершения программы обучения, воспитанники приобретают качества не только всестороннего физического развития, но такие, как:
-          трудовая активность – стремление сделать результаты своего труда в спортивной деятельности достоянием общества;
-          нравственная воспитанность – уважительное отношение к товарищам по занятиям спортом, к соперникам, к судьям;
-          эстетическая направленность – умение творчески воспринимать задачи учебно-тренировочного процесса, умение чувствовать, ценить, понимать, и создавать прекрасное в жизни и спорте;
-          коммуникативные качества – умение общаться с окружающими: товарищами коллегами.
























Учебный  план  обучения по программе
 «Спортивные игры с элементами баскетбола»

Разделы программы
Всего часов
1 год
2 год
3 год
1
Теоретическая подготовка
6
6
6
2
СПФ
20
28
30
3
Техническая подготовка
66
52
48
4
Тактическая подготовка
16
18
20
5
Игровая подготовка
20
22
20
6
Контрольные нормативы
4
4
4
7
Соревновательная подготовка
8
10
12
8
Инструкторская и судейская практика
4
4
4

Всего часов
144
144
144
















Учебно-тематический план
(первый год обучения)

            Основной целью первого года обучения является приобретение первоначальных навыков, стимулирующих формирование у ребенка здорового образа жизни.

            Задачи 1 года обучения
1.Всестороннее гармоническое развитие физических способностей обучающихся.
2.Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
3.Овладение основами спортивных игр. Овладение всеми приёмами техники на       уровне умений и навыков.
4.Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
5.Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами спортивных игр.

Ожидаемый результат:
1. Знают историю и основные этапы развития спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол и других.
2. Правила техники безопасности и самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
3.Овладение основами спортивных игр.
4.Выполнение простых приёмов техники игры и тактических действий.
5.Повышение общей физической подготовленности (гибкости, ловкости, быстроты,  скоростно-силовых способностей).
6.Выполнение контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.

Учебно-тематический план
(второй год обучения)

Основной целью второго года: формирование стойкого интереса к занятиям физической культуры и спорта.

    Задачи 2-го года обучения:
1.Совершенствование обучению основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
2. Выполнение простых приёмов техники игры  и тактических действий.
3.Повышение общей физической подготовленности (гибкости, ловкости, быстроты, скоростно-силовых способностей).
4.Выполнение контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.
5. Привитие навыкам соревновательной деятельности в соответствии с правилами спортивных игр.

Ожидаемый результат:
1.        Выполнение приемов игры.
2.        Практическое участие в соревновательной деятельности в соответствии с правилами спортивных игр.
3.        Выполнение контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.

Учебно-тематический план
(третий год обучения)

            Основной целью третьего года: формирование гармонически развитой личности, обладающей такими характеристиками, как:

Задачи 3 года обучения:
1.        Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
2.        Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
3.        Совершенствование основными приемами техники игры и тактическими действиями.
4.        Способность ориентироваться на гуманистические и демократические ценности, осознание и принятие общечеловеческих ценностей, социального взаимодействия.

Ожидаемый результат
1.        Воспитание физических качеств: гибкости, ловкости, быстроты и специальной тренировочной выносливости.
2.        Выполнение контрольных нормативов по физической и специальной подготовке.
3.        Активное участие в соревновательной деятельности.



















Содержание программы

Раздел 1 Теоретическая подготовка
            Теоретическая подготовка – обязательная часть общей подготовки баскетболистов. Она помогает вооружить занимающихся широким запасом сведений о системе спортивных занятий, закономерностях двигательной деятельности и содержании игры. Теоретическая подготовка повышает сознательность и активность занимающихся, они лучше усваивают практический материал, легче ориентируются в тех знаниях, которыми постоянно обогащаются в процессе занятий.
            Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, докладов, обзорных лекций, рефератов, продолжительностью 15-30 минут, или на специальных теоретических занятиях, продолжительностью 20-30 минут. Теоретические знания также приобретаются учащимися в ходе практических занятий.
            Чтобы привить интерес к углублению теоретических знаний, целесообразно практиковать домашние задания с последующим опросом по материалам прочитанной специальной литературы. Желательно, чтобы у каждого занимающегося была своя спортивная библиотека.
1.                 Физическая культура и спорт России
            Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеский разряд по баскетболу.
2.                 Обзор развития вида спорта
            История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Развитие вида спорта в крае, городе, районе. Лучшие достижения баскетболистов на международной арене. Количество занимающихся в России и мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Итоги и анализ выступления сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
3.                 Анатомия и физиология человека
            Понятия об анатомическом строении тела человека (костная система, связочный аппарат, мышцы). Общее понятие о системах кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии.
4.                 Гигиенические требования к занимающимся спортом
            Понятия о гигиене и санитарии. Гигиенические требования в спортивной одежде и обуви. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса. Гигиеническое значение кожи. Правильный режим дня спортсмена. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки – профилактика вредных привычек.


5.                 Правила игры
Костюмы игроков. Состав команды. Основные правила игры в баскетбол. Права и образованности игроков. Спорный мяч и спорный бросок. Штрафной бросок. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
6.                 Оборудование и инвентарь.
            Размеры площадки, баскетбольного оборудования. Разметка площадки. Площадка на открытом воздухе. Баскетбольный инвентарь, его хранение. Спортивная форма. Специальный инвентарь.
Форма контроля:
Опрос, беседа, тест задания.

Раздел 2  Специальная профессиональная  подготовка (СПФ)

            Теория: Теоретические основы СФП. Значение СФП при обучении в спортивные игры, в том числе и  баскетбола.
            Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.
            Акробатические упражнение. Упражнения сходные  с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Игры по характеру действий сходные с баскетболом.
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком, с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
-  Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
- Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперед. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.
- Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.
- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.
- Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.
- Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.

Раздел 3.  Техническая подготовка
            Теория: Значение технической подготовки при игре в спортивные игры. Технический план игры команды и задания отдельным игрокам.      
Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической, физической подготовки баскетболистов. Классификация и терминология технических приемов
            Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).

Раздел 4.  Тактическая подготовка
            Теория:
1.Общие сведения об основных тактических приемах игры в нападении (индивидуальные и коллективные)
2.Общие сведения об основных тактических приемах игры в защите (индивидуальные и коллективные)
3.Тактические действия в нападении (групповые и командные)
5.Применение тактических приемов и действий нападения в игре в баскетбол.
6.Применение тактических приемов и действий защиты в игре в баскетбол.
            Тактика защиты.
            Тактические действия в защите подразделяются на индивидуальные, групповые и командные действия:

            Индивидуальные действия предполагают:
- своевременное переключение от нападения к защите,
- противодействия игроку без мяча, стремящемуся получить мяч, а так же игроку с мячом и его попытки передать, вести или бросить мяч в корзину.
- борьба заслоном (выход на вершину заслона, проскальзывание, обход).
- выбор места и способа единоборства защитника.
- ситуации: 1 защитник — 2 нападающих; 1 защитник — 3 нападающих, и т.д.

            Групповые действия это:
- согласование действий 2-3-4 игроков команды, в перемещениях по всей площадке или на своей стороне,
- подстраховка,
- «ловушки»,
- смена игроков.
- Ситуации: 2 защитника — 3 нападающих; 3 защитника — 4 нападающих; 4 защитника — 5 нападающих.
- Взаимодействие двух игроков (подстраховка, переключение, проскальзывание, групповой отбор мяча).
- Взаимодействие трех игроков (против тройки, против малой восьмерки, против скрестного выхода, против сдвоенного заслона, против наведения на двух).

            Командные действия делятся на концентрированную и рассредоточенную защиту.
Концентрированная защита включает:
- систему личной защиты,
- систему зонной защиты,
- систему смешанной защиты.
Рассредоточенная защита включает:
- систему личной защиты,
- систему зонного прессинга,
- систему смешанной защиты.

Раздел 5.  Игровая подготовка
(для всех возрастных групп)
            Игровая подготовка включает учебные игры, спортивные игры, эстафеты.
            Научиться играть в баскетбол совсем не сложно. Для этого нужно всего лишь познакомиться с его правилами и уметь ловить и бросать мяч. Однако для этого, чтобы побеждать на соревнованиях одного этого уже недостаточно. Участие в спортивных соревнованиях представляет гораздо более высокие требования к занимающимся. Каждый из них должен не только владеть всеми приемами техники, тактики игры, но обладать высоким уровнем развития психических и физических качеств, способностью настойчиво бороться за победу, преодолевая столь, же энергичные противодействия соперника. Поэтому тренировки баскетболистов должны носить комплексный характер и проводиться с помощью тех средств, которые лучше всего обеспечивают развитие необходимых качеств, приобретение специальных знаний, умений, навыков.
            В тренировочный процесс включаются игры с элементами баскетбола:
- игры для обучения и совершенствования ведения мяча;
- игры для обучения и совершенствования передач (ловли) мяча;
- игры для совершенствования бросков мяча в корзину;
- игры с применением более одного технического элемента баскетбола.
Учебные игры:
            Закрепление технических и тактических навыков воспитанников в игровой обстановке происходит в учебных играх. Они проводятся либо на одной половине площадки, либо на всей площадке. Ученикам дается задание по пройденному учебному материалу.
            Игру на одно стороне площадки проводят так. Повторяя какой-либо учебный материал (например, взаимодействие двух-трех игроков с заслоном, наведением или пересечением, а так же игру в защите по системе «игрок игрока» на своей половине поля или в области штрафного броска), предлагают одной команде в течение 5-10 мин только нападать, а другой — только защищаться. Затем команды меняются ролями, и в игре репетируют указание тренером технические и тактические приемы. Тренер следит за правильностью выполнения приемов и дает ученикам указание, если нужно исправить ошибки.
            В дальнейшем учебная игра на половине площадки проводится опять-таки со специальным заданием, но смена нападающих и обороняющихся происходит по-другому. Если, атакующие,  поразили корзину, то снова нападают. А если обороняющиеся перехватили мяч при передаче соперников или подобрали его под щитом после отскока, то команды меняются ролями. Победительницей считается команда, забросившая больше мячей.
            Проводя учебную игру по всей площадке или двустороннею игру, педагог вводит некоторые условности и дает воспитанникам определенные задания.
1.        Если команда забросит в корзину мяч, то она снова нападает. В такой игре удобно шлифовать технику защиты и справлять ошибки баскетболистов. Остановив игру и указав на грубую ошибку, тренер тут же демонстрирует правильное выполнение приема.
2.        Учебная игра 5 х 5. В каждой команде по 6-7 игроков. Запасные входят в игру только после заброшенного в корзину их команды мяча. Вновь вышедший на площадку игрок заменяет того партнера, который опекал соперника забросившего мяч и начинает держать того же соперника.
3.        Учебная игра с ограничениями. Например, запрещается вести мяч или ударять его в пол больше 2-3 раз. При нарушении этого условия мяч переходит во владение соперников.
4.        Учебная игра с дополнительными условиями: правильно выполнять технические приемы. Например, игрок может терять мяч, если во время ведения не укрывает мяч туловищем или управляет мячом ближней рукой.

            При шлифовке бросков со средних и дальних дистанций каждый мяч, заброшенный издали, оценивается в 4 очка. При репетировании борьбы за отскочивший мяч добивание мяча тоже оценивается 4 очками.

            Кроме освоения учебной игры на практике, учащийся 1-3 годов обучения приобретают следующие теоретические знания:
1.        Учебная игра, как закрепление технических и тактических навыков.
2.        Односторонняя и двусторонняя игра;
3.        Учебная игра 5х5;
4.        Учебная игра с ограничениями;
5.        Учебная игра с дополнительными условиями.
Спортивные игры:
            Одним из средств подготовки юных баскетболистов являются спортивные игры (футбол, хоккей, ручной мяч, пионербол), так как все эти игры являются командными и их в значительной степени объединяет общность игровых действий (индивидуальные, групповые, командные).
            Использование спортивных игр при подготовке юных баскетболистов обеспечивает, прежде всего, хорошую функциональную подготовку, учит умению передвигаться по площадке различными способами, учит взаимодействию участников игры, развивает игровое мышление.
Эстафеты.
            Для развития быстроты и ловкости, как наиболее важных качеств баскетболиста, используются разнообразные эстафеты (с препятствиями, в парах, скоростные, круговые, с предметами и без предмета).



Раздел 6.  Контрольные нормативы
Приложение № 11

Раздел 7.  Соревновательная подготовка
            Обязанности судей во время соревнований, состав судейской коллегии, составление документации, расписания игр. Информация на соревнованиях.

Раздел 8.  Инструкторская и судейская  практика
            Организация и проведение комплекса общеразвивающих упражнений, а также беговых разминочных упражнений. Обучение занимающихся основам техники игры, проведение тренировочных занятий, организация и проведение соревнований.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел
Форма занятия
Приемы и методы учебно-воспитательного процесса
Форма подведения итогов
Специальная физическая подготовка.
Объяснение, практическое занятие
Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.
Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг.
Техническая подготовка
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, пока видео материала, посещение соревнований.
Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчлененного разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.
Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачеты.

Тактическая подготовка.
Лекция, беседа, тренировка пока видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.
Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
Теоретическая подготовка.
Лекция, беседа, посещение соревнований.
Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос уч-ся, тестирование.
Контрольные нормативы
Соревнования (школьные, областные). Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований.
Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.
Обсуждение результатов соревнований. Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

Материально-техническое оснащение
и дидактико-методическое обеспечение

            Для реализации программы может быть использовано:
1. Два спортивных зала площадью 200 м2 и 162 м2
2. Уличная волейбольная площадка.
3. Шесть волейбольных сеток (3 с металлическими тросами, 2 из них с антеннами)
4. Стойки для волейбольных сеток. Настенные крепежи.
5. Волейбольные мячи 30 штук.
6. Набивные мячи 12 штук.
7. Сетка для переноса мячей 2 штуки.
8. Баскетбольные и футбольные мячи, шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
9. 24 комплекта волейбольной формы (16 мужских и 8 женских).
10. Тренажёрный зал.
11. Компьютеры с выходом в Интернет, программное обеспечение, экраны, проекторы, компакт-диски с учебным материалом.
12. Хорошо оборудованный школьный стадион.

Кроме этого имеется дидактико-методическое оснащение:
Учебники по физической культуре. Учебники по волейболу, баскетболу и др. Методические пособия по спортивным играм, методике занятий и тренировок. Правила соревнований. Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы по дополнительному образованию. Учебные карточки с заданиями. Разработанные и утверждённые тесты, и нормативы по контролю ОФП, технической, тактической и теоретической подготовок и т.п.

















Список литературы

1.                      Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе Автореф.дис…канд.пед.наун.-Омск,1988-21с.
2.                      Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры Ташкент : 2 Инб, Син,1881-90с.
3.                      Баскетбол, Броски по кольцу : Мастера советуют.//Физкультура вшколе – 1990. – 1990. – №7 – с.15-17.
4.                      Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры// Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.-350с.
5.                      Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры// Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.
6.                      Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7 – с.17-18.
7.                      Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья, 1986.-111с.
8.                      Вальтин А.И Мини-баскетбол в школе. – М.: Просвещение, 1976.-111с.
9.                      Вальтин А.И Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол/. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук. – Киев, 1984.-24с.
10.                 Данилов В.А. Повышения эффективности игровых действий в баскетболе.: Автореф.ди…доктора пед. Наук-М.1996.-43с.
11.                 Примерная  программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М. Советский спорт, 2004. 100 с.
12.                 Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.
13.                 Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.
14.                 Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.
15.                 Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.
16.                 Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.
17.                 Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.











Приложение №1
Дневник самоконтроля
ФИО________________________________
Год рождения_________________

Объединения
«Спортивные  игры с элементами баскетбола»
год обучения_________

Показатели самоконтроля
Месяц __________ число










самочувствие










настроение










сон










аппетит










работоспособность










желание тренироваться










нагрузка










пульс лёжа










пульс стоя










дополнительные задания











         Заключение____________













Приложение №2

Тесты по общефизической подготовленности
Содержание
12 лет
13 лет
14 лет
15-16 лет
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1
Прыжок в длину с места (см)
175
175
180
180
180
185
195
195
2
Бег 30 м (с)
4.0
4.0
3.9
3.9
3.9
3.8
3.8
3.7
3
Бег 40 м(с)
150
150
154
154
156
168
182
196
4
 Прыжок вверх с места (см)
30
30
32
35
38
37
41
40

Приложение №3
Тесты по технической подготовленности
Содержание
12 лет
13 лет
14 лет
15-16 лет
М
Д
М
Д
М
Д
М
Д
1
Передачи за 30 с
28
28
30
30
33
35
35
40
2
Броски мяча в движении
Без учета времени, оценивается техника
3
Обводка штрафной, бросок в корзину (с)
14,5
(1)
14,5
(1)
14,0
(2)
14,2
(2)
13,5
(2)
14,0
(2)
13,0
(2)
13,5
(2)
4
Штрафные броски
10/3
10/3
10/4
10/4
10/5
10/5
10/6
10/6
10/65
Броски с дистанции с 5 точек
-
-
33%
33%
40%
40%
45%
45%

Приложение № 4
Приемно-переводные нормативы

п/п
Тесты
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
1
Прыжок в длину с места (см)
195
195
205
205
210
205
215
207
220
210
2
Высота подскока (по Абалакову) (см)
38
37
41
40
43
41
44
42
46
43
3
Бег 20 м (с)
3,9
3,8
3,8
3,7
3,6
3,7
3,6
3,7
3,5
3,6
4
Бег 40 с
7п15
6п15
7п25
6п25
8п25
7п25
8п10
7п10
8п20
7п20
5
Бег 300 м (для ГНП), бег 600 м (для УТГ), тест Купера (для ГСС)
1,55
2,10
1,45
1,55
1,35
1,40
1,32
1,37
4,1
4,30
6
Передвижении в защитной стойке (с)
22,5
23,0
22,0
22,5
21,0
21,5
19,5
20,0
19,0
19,5
7
Скоростное введение
(с, попадания)
14,2
14,8
13,0
13,5
12,8
13,0
12,5
13,0
12,0
125,
8
Прыжковая выносливость (30 с)
25
25
30
30
35
35
40
40
45
45
9
Средние броски (%)
40
40
45
45
58
48
5
50
55
55
10
Дальние броски (%)
-
-
30
30
35
35
35
35
40
40
11
Штрафные броски (%)
48
48
50
50
60
60
70
70
80
80

























Приложение № 5

Наблюдение
«Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося»
Малякова Н.С. (Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося. //Классный руководитель, 2005, №5, с. 30.)

            Цель: Изучение уровня духовно-нравственного развития личности уча­щихся; определение изменений, происшедших в личности ребёнка в течение учебного года; анали­з состояния воспитательного процесса как в отношении одного ребёнка, так и учебно-воспитательного коллектива в целом; определение приоритетных направлений в воспитательной работе с коллективом и индивидуальной работе с детьми.

            Методика организации: Основной метод – наблюдение. Мониторинг рассчитан на учащихся 1-11-х классов и проводится в конце каждого года обучения. На малом педсовете педагогам предлагается определить уровень духовно-нравственных качеств каждого ребёнка («В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий) на основе собственных наблюдений и результаты занести в таблицу:

Фамилия, имя
1. Илья А.
2.


3.














Качества личности
1
В









2
С









3
С









4
В









5
Н









6
Н









7
Н









8
Н









9
С









10
С









11
С









12 …
С










Духовно- нравственные качества личности:
1. Готовность придти на помощь.
2.       Умение быть благодарным.
3.       Уважение к старшим.
4.       Дружелюбие.
5.       Забота о младших.
6.       Трудолюбие.
7.       Ответственность за порученное дело.
8.       Инициативность.
9. Терпимость.
10.         Активность в учебе.
11.         Активность в дополнительном образовании.
12.         Творческая направленность.
13.         Любовь к Родине.
14.         Позитивное отношение к своей национальности.
15.         Наличие принципов и убеждений.
16.         Культура речи, общения.
17.         Нравственность поступков.
18.         Интерес к родной культуре.
19.         Интерес к истории своего края.
20.         Физическая активность.
21.         Коллективизм.
22.         Школьный патриотизм.


            Анализ и интерпретация результатов: При обобщении результатов диагностики по учебно-воспитательному коллективу считается процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу детей. Затем выделяются приоритетные характеристики коллектива (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент). Осуществляя анализ, следует обращать внимание на то, какие качества личности ребёнка выпадают из «индивидуальной нормы», даже при наличии отрицательной тенденции, надо стараться подчеркнуть все имеющиеся положительные моменты.


Приложение № 6

Социометрический метод исследования коллектива.
Козлова Г.В. (Программа воспитательной работы //Классный руководитель, 2000,  №4, с. 80.)

            Цель: Социометрическое исследование сформированности детского коллектива; выявление межличностных отношений, симпатий; определение лидеров («социометрических звезд»), предпочитаемых, принебрегаемых, изолированных (5 класс).

            Методика организации: Участникам задают три вопроса:
1.  Если у тебя возникли трудности в освоении учебного материала, к кому из одноклассников ты обратишься за помощью в первую, вто­рую, третью очередь?
2.             С кем из одноклассников в походе ты хотел бы жить в одной палатке?
3.             С кем тебе интереснее всего пойти в театр, кино, на выставку?
Полученные данные заносятся в матрицу и анализируются. Этот метод очень прост в проведении и дает достаточно глубокий материал для работы классного руководителя, для создания в классе коллектива, развития самоуправления.

Анализ и интерпретация результатов:
               Фамилия
выбираемого
        члена
                    группы

Фамилия
выбирающего
члена группы

Иванов

Петров

Итоговые данные
Количество
сделанных
выборов
Количество
сделанных
отклонений
Иванова





Петрова





……





Итоговые данные





Количество полученных выборов





Количество полученных отклонений








Приложение № 7

Темы теоретической подготовки раздела ОФП

Быстрота:     
1.        Что такое быстрота? Характеристика качества.
2.        Воспитание и проявление быстроты.
3.        Значение быстроты в игровой деятельности баскетболиста.

Сила: 
1.        Что такое сила? Характеристика качества…
2.        Способы развития силы.
3.        Силовая подготовка баскетболиста, ее значение – СОГ-3

Выносливость:
1.        Что такое выносливость?
2.        Способы развития выносливости?
3.        Значение выносливости в игровой деятельности баскетболиста.

Гибкость:
1.        Что такое гибкость? Характеристика качества.
2.        Способы развития гибкости.
3.        Значение гибкости для успешной игры в баскетболе.

Ловкость:
1.        Что такое ловкость? Характеристика качества.
2.        Ловкость, как сложное комплексное качество. Измерители ловкости.
3.        Значение ловкости для успешной игры в баскетбол.




















Приложение № 8

Спортивные игры

Игра «Пионербол»
            Для игры понадобится обычная волейбольная площадка, волейбольная сетка, а также мяч. Играют от 6 до 16 игроков. Разбиваемся на 2 команды, становимся по разные стороны сетки. Правила очень просты и напоминают волейбол. Единственное отличие: при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, нужно ловить в руки. Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку как можно дальше. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов (обычно по направлению к сетке), перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, допустившая это или бросившая мяч за пределы площадки соперника, проигрывает очко. Игра продолжается до 10 очков, после чего игроки меняются сторонами площадки. В команде с одной стороны сетки можно сделать одну передачу (перекинуть мяч своему игроку, чтобы он кидал его через сетку).


Игра «Футбол»
            Футбо́л (англ. Football, «ножной мяч») — командный вид спорта, в котором целью является поразить мячом ворота соперника наибольшее количество раз. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.
            Игры похожие на современный футбол существовали достаточно давно у разных народов, однако, первые записанные правила датированы 1848 годом. Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была организована первая федерация футбола и записаны правила, похожие на современные.
            Правила игры: Современные правила состоят из 17 пунктов, полностью описывающих, что нужно делать от разметки футбольного поля, до наказания игроков за грубость. За исполнением правил на поле во время игры следит бригада арбитров.
            В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды, по 11 человек. Один человек в команде вратарь — он один может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот. Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на поле. Защитники — располагаются в основном на своей половине поля, их задача — противодействовать нападающим игрокам противоположной команды. Полузащитники — действуют в середине поля, их роль — помогать защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. Нападающие — располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача — забивать голы.
            Игровой процесс
            Отдельная футбольная игра называется — матч, который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
            Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.
            В случае если в течение двух таймов команды имеют равное количество голов, то или фиксируется ничья или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время — ещё два тайма по 15 минут каждый без перерыва, но со сменой сторон. Если же и после них победитель не определён, тогда проводится серия послематчевых пенальти. Серия ведётся до тех пор, пока победитель не будет определён.


Игра «Хоккей»
            Хоккей  — спортивная игра, подвид хоккея. Играется на специальной хоккейной площадке двумя командами из шести игроков. Цель игры — забить шайбу в ворота соперника. Основное правило в хоккее - это правило 'вне игры'.
            Канадские специалисты разработали доступную методику изучения основных положений 'вне игры' и проброса шайбы. Она заключается в том, что объяснение правил начинается с изучения зон и разметок на хоккейной площадке. Далее последовательно изучаются положения ' вне игры' и проброса шайбы в различных игровых ситуациях.
            Положение 'вне игры' на синей линии
            Положение ' вне игры' на синей линии имеет место, когда игрок атакующей команды пересекает синюю линию зоны соперника раньше, чем ее полностью пересекает шайба. Определяющим фактором положения 'вне игры' является положение обоих коньков атакующего игрока относительно синей линии соперника в момент его полного пересечения. Если хоть один конек атакующего игрока находится в средней зоне или на синей линии в момент полного пересечения шайбой синей линии, положение «внеигры» не фиксируется и игра продолжается.
            Шайба на синей линии
            В ситуации, когда атакующая команда находится в зоне соперника и шайба при передаче назад оказывается на синей линии и затем вновь передается вглубь зоны, положение 'вне игры' не фиксируется, если шайба не пересекла синюю линию И не вышла в среднюю зону. Необходимо помнить, что если шайба находится в зоне защиты, вся ширина синей линии считается частью зоны защиты, а если шайба находится в средней зоне - частью средней зоны.
            Передача шайбы с отскоком от игрока
             Если оба конька одного из атакующих игроков находятся в зоне соперника в момент, когда после передачи партнера шайба попала в игрока другой команды, отскочила от него или от его клюшки и полностью пересекла синюю линию, фиксируется положение 'вне игры'. Введение этого правила явилось результатом слишком большого числа голевых ситуаций, создаваемых у синей линии зоны соперника, и помогло предотвратить ситуации, когда один из нападающих атакующей команды посылается в зону соперника и затем ему следует пас с преднамеренным отскоком шайбы от игрока команды-соперника.




            Проброс шайбы
            Проброс шайбы фиксируется в том случае, если шайба после броска или отскока от игрока команды, владеющей шайбой и находящейся в численном большинстве или равном составе по отношению к команде соперника, на половине атакующей команды (до красной линии) проходит по прямой или с отскоком от борта половину средней зоны, всю зону защиты и пересекает линию ворот соперника.
           

Игра «Волейбол»
            Волейбол (англ. volleyball от volley — «залп», «град (стрел)», и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд.
            В классическом варианте игры, площадка находится в крытом помещении (игровом зале) и от каждой команды в игре участвуют по 6 спортсменов, всего в команде — 12 человек, замены ограничены правилами. Игра ведётся до 3 побед в сетах, первые четыре сета играются до 25 очков, пятый сет (если игра не окончилась раньше) играется до 15 очков. Для победы в сете необходимо преимущество как минимум в два очка, поэтому сеты могут играться дольше (30:28, 32:34). Продолжительность одной игры составляет в среднем 90 мин.
            Существует пляжная версия игры, пляжный волейбол, в которой 2 спортсмена в каждой команде, играют на песчаной площадке 8х16 м. При этом, игра ведётся до 2 побед в сетах, первые два сета играются до 21 очка, третий сет (по необходимости) играется до 15 очков. Матчи не могут заканчиваться с равным счётом. Продолжительность одной игры составляет в среднем 40 мин, хотя отдельные встречи длятся 60-70 мин и более.
            Правила игры
            Основные правила игры сформировались в 1915—25. В странах Америки, Африки, Европы практиковался волейбол с шестью игроками на площадке, в Азии — с девятью или двенадцатью игроками. В 1922 проведены первые общенациональные соревнования — в Бруклине состоялся чемпионат YMCA Северной Америки с участием 23 мужских команд США и Канады. В том же году была образована федерация баскетбола и волейбола Чехословакии — первая в мире спортивная организация по волейболу. Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приёмы — подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары.


Игра «Перестрелка»
            Содержание игры.
            Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается в своём городе на одной половине площадки (от средней линии до коридора). В ходе игры нельзя заходить на половину противника. Руководитель подбрасывает волейбольный мяч в центре, между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды - получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник увёртывается от мяча и, в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Осаленные мячом идут за линию плена на противоположную сторону (в коридор). Пленный находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без касания стены или земли). Поймав мяч, пленный перебрасывает его в свою команду, а сам перебегает из коридора на свою половину поля.
            Побеждает команда, у которой после 10-15 мин игры в зоне пленных окажется больше выбитых игроков. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в плену.
            Правила игры: 1. Салить мячом можно в любую часть туловища, кроме головы. 2. Ловить мяч рукам можно, но если игрок выронил мяч, то, но считается осаленным и идёт в плен. 3. Не разрешается бегать с мячом в руках по площадке, но можно вести его. 4. Мяч, вышедший за границы площадки, отдаётся команде, из-за линии которой он выкатился. 5. За допущенные нарушения мяч передаётся противнику.


Игра «Гандбол»
            Гандбол – командная игра с мячом, появившаяся на рубеже ХIХ − XX веков в Дании, как замена футболу в зимнее время. В каждой команде – не более 14 игроков, из которых не более 7 находятся на игровой площадке. Остальные игроки являются запасными. Игры проводятся в закрытых помещениях на площадке размерами 40х20 м круглым надувным мячом размерами 58-60 см в окружности и весом 425—475 г у мужчин и 54-56 см в окружности и весом 325—375 г у женщин. Размер ворот – 3х2 м.
            Игра состоит из двух таймов по 30 минут в каждом, при этом секундомер останавливается лишь во время тайм-аутов, технических пауз. Перерыв между таймами – 10 минут. 
             В ходе игры главная задача игроков – забросить как можно мячей в ворота противника. При броске важно не заступать за линию, ограничивающую 6-метровую зону перед воротами. Ничью в гандболе допускаются, за исключением турниров с выбыванием. В этом случае назначается дополнительный тайм (2 по 5 минут). Если дополнительное время также заканчивается ничьей, то команды пробивают пенальти – по 5 бросков с 7метровой отметки.
            Играют в закрытых помещениях на площадке размерами 40х20 м сферическим надувным мячом размерами 20-24 см в окружности и весом 425—475 г у мужчин и 16-20 см в окружности и весом 325—375 г у женщин. Цель игры - забросить как можно больше мячей в ворота (3?2 м) противника. Ничьи в гандболе допускаются, но в некоторых случаях, например, на турнирах с выбыванием, в случае ничейного исхода в основное время, назначается дополнительный тайм (2 по 5 минут); если и он не выявляет победителя, назначается второй дополнительный тайм; если он также заканчивается с ничейным итогом, то команды пробивают пенальти - по 5 бросков с 7-метровой отметки.Гандбол — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Игра состоит из двух половин по 30 минут каждая («грязного» времени; секундомер в гандболе останавливается лишь во время тайм-аутов, технических пауз) с перерывом между таймами 10 минут. При этом при броске нельзя заступать за линию, ограничивающую 6-метровую зону перед воротами.


Игра «Баскетбол»
            Баскетбол — игра, придуманная американским преподавателем Джеймсом Нейсмитом в конце XIX века, 21 декабря 1891 года. Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года.
            ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БАСКЕТБОЛА
            В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует не менее трёх и не более пяти игроков.         Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину.
            Мячом играют только руками. Бежать с мячом не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
            Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий и т.д. овертайм, до тех пор пока не будет выявлен победитель матча.
            За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
·  1 очко — за каждый точный бросок со штрафной линии
·  2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
·  3 очка — бросок из-за трёхочковой линии

            Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырех периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля – 26х14 м. Щит размером 180х120 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,3 м от нижнего обреза щита. Окружность мяча для игры в баскетбол – 75-80 см, масса – 600-650 г.
            В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует не менее трёх и не более пяти игроков.
            Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину.
            Мячом играют только руками. Бежать с мячом не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.


Приложение № 9

Тема: «Контрольные тесты по технике игры»


            По итогам освоения содержание темы обучающийся  знает:
- знает упражнения для развития координации движений;
-применяет изученные упражнения самостоятельно в спортивной игре баскетбол, волейбол, футбол.
- знает содержание учебного материала:

            Описание и выполнение пройденных физических упражнений и технических приемов с использованием специальной терминологии в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, пионерболе, гандболе, перестрелке).
            Анализ  технических и тактических приемов; судейство игры в баскетболе и  в спортивных играх. Осуществление  пульсометрии.


Спортивная игра «Баскетбол»
            Контрольные тесты:
а)  количество передач двумя руками от груди в стену за 10 секунд. Стоя на расстоянии 2 метров от стены: 16-«отлично», 14- «хорошо», 10- «удовлетворительно».
б)10 штрафных бросков, мяч подает партнер. Оценка не менее 7 попаданий.

Спортивная игра «Волейбол»
            Контрольные тесты: 
а) Технико-тактические навыки в подачах (сочетание точности и скорости полета мяча). На площадке выделяют зоны 1,6,5 подача выполняют на точность по 6 попыток в каждую зону с места подачи;
б) Для оценки навыка в атакующем ударе используется непосредственно атакующий удар из  зоны 4 с передачи из зоны 3 (важность стабильная траектория удара мячом.);
            Техника владения мячом ее последовательность: передача над собой, передача в мишень (учитывается точность), поворот лицом, передача над собой на высоту 1-1,5м, поворот на180 , передача за голову в мишень, поворот лицом, передача в мишень и.т.д. Учитывается количество очков из 10 передач и число потерь мяча;
в) Атакующий удар на точность с собственного набрасывания мяча в все 6 зон. Атака средней силы выполняется из зоны 3 с разбега в один- два шага. Учитывается результат из 6 попыток  (касание сетки, заступ за среднюю линию и др. ошибки засчитываются как попытки;
г) Блокирование упражнение в блокировании атакующих ударов с собственного набрасывания мяча (учитывать, чтобы партнеры были примерно одинаковыми по росту и тех. подготовленности.) Учет число отраженных атак из 10 попыток.




Спортивная игра «Футбол»
            Контрольные тесты:
            Удары в цель, изображенную на стене, с расстояния 15-20 м. Отскочивший  мяч
а) с остановкой;
б) без остановки – учет точное попадание из 10 попыток;
            Удары по воротам из различных точек - учет точное попадание из 10 попыток;
            Удары  а) головой, б) коленом, в) ногой   по мячу, стоя  в кругу (диаметр 1 м) в течение 1 мин – учет количество раз;
            Ведение мяча и обводка 10 м на время.


Раздел «Общая физическая подготовка»
Тема: «Строевые упражнения»
По итогам освоения содержание темы ученик:
          -  знать строевые упражнения;
          - уметь проводить самостоятельно общеразвивающие упражнения;

Содержание учебного материала:
    Понятие «двигательное действие».
Варианты перестроений (в колонну по два, по три, по четыре) в движении. Повороты кругом, вправо и влево. Комплексы общеразвивающих  упражнений с предметом и без предмета.

   Обучающийся должен уметь:
- выполнять основные технические и тактические приемы игры «баскетбол»: ловлю и        передачу мяча двумя руками и одной рукой, дриблинг, бросок мяча с места и в движении.
Уметь:
- умение вести двухстороннюю игру  с соблюдением правил.
 -участвовать во всех соревнованиях, судить соревнования по баскетболу.
- выполнять основные технические и тактические приемы игры «волейбол»:
прием и передачу мяча, различные виды подач,
-умение вести двухстороннюю игру  с соблюдением правил.
 -участвовать во всех соревнованиях, судить соревнования по волейболу.
- выполнять основные технические и тактические приемы игры «футбол»:
подача мяча, бег с ведением мяча, пас, удар по воротам, игра головой, фланговые передачи и завершение атаки, игра вратаря.
- умение вести двухстороннюю игру  с соблюдением правил.
 -участвовать во всех соревнованиях, судить соревнования по футболу.









Приложение № 10

Психолого-педагогическая характеристика детей 12- 16лет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТОВ

11-12 лет
            Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
            В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку.
В возрасте 11-12 лет начинается процесс полового созревания, что отражается на состоянии всего организма. Отмечается усиленный рост костей, и ухудшение координации движений, быстрая утомляемость и неуравновешенность, выражающаяся в резкости, грубости. Значительно увеличивается сила мышц, центральная нервная система уже способна к дифференцировке. Однако состояние мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем ещё не позволяет увлекаться развитием выносливости и силы. В то же время организм справляется с упражнениями скоростного характера.
            В занятиях с детьми этого возраста основное внимание уделяется разносторонней     физической подготовке. Большое внимание уделяется воспитанию.

13-15 лет –подростковый возраст
            Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

16-17 лет – юношеский возраст.
            Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.
            Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.
            Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции

Комментариев нет:

Отправить комментарий