среда, 9 октября 2019 г.

программа футбол


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно–спортивной направленности
«Футбол»


Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 4-8 лет


Срок реализации модулей программы:
модуль для младших школьников (7-11 лет) – 4 года
модуль для подростков (11-15 лет) – 4 года
модуль для девочек (7-11 лет) – 4 года


Автор-составитель:
Карамин Вячеслав Николаевич













Омск, 2018
Содержание


Название раздела
Стр.
1.
Комплекс основных характеристик программы
3
1.1
Пояснительная записка
3
1.2.
Цель и задачи программы
5
1.3.
Содержание программы
6
Учебный план модуля для младших школьников
7
Содержание учебного плана модуля для младших школьников
10
Учебный план модуля для подростков
15
Содержание учебного плана модуля для подростков
17
1.4.
Планируемые результаты
26
2.
Комплекс организационно-педагогических условий
27
2.1
Календарные графики
27
2.2.
Условия реализации программы
27
2.3.
Формы аттестации
28
2.4.
Оценочные материалы
28
2.5.
Методические материалы
30
2.6.
Список литературы
33
3.
Приложения
35








1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.         Пояснительная записка

Физическая культура и спорт имеет большое оздоровительное и воспитательное значение, в том числе спортивная игра футбол, которая многогранна по своей природе. Систематическое  занятия детей футболом оказывает всесторонние  развитие на организм. Размеры футбольного поля и особенности игры представляют к её участникам повышенные требования  к двигательной активности, проявляющейся в различных формах перемещений (ходьба, равномерный бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки).
Большое значение имеет влияние, которое оказывают занятия футболом на развитие мышления ребенка. В футболе постоянно изменяется игровая ситуация, действовать игроку приходится в зависимости от ситуации, не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Поэтому учащийся, занимающийся футболом, должен быть физически подготовленным, в совершенстве владеть техническими приемами, проявлять стратегическую смекалку, наносить точные удары по воротам, уметь оценивать сложившуюся игровую ситуацию, предугадывать тактику соперника, уметь взаимодействовать с партнерами по игре.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Ее отличительная особенность состоит в социальной составляющей. Программа предоставляет возможность детям, не получившим ранее практики занятий спортом, имеющим различный уровень физической подготовки, приобщиться к активным занятиям футболом, получить социальную практику общения в детском коллективе. Обучение по программе стимулирует учащегося к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы.
В качестве нормативно-правовой основы программы использованы:
- статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598),
-приказ от 27.12.2013г. №1125 Минспорта РФ  «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»,

-приказ №1008 Минобразования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-приказ от 27.03.2013г. №147 Минспорта РФ  «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол».
При составлении программы использованы материалы примерной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва В. П. Губа, П. В. Квашук, В. В. Краснощекой, П. Ф. Ежова, В. А. Блинова.
Занятия по программе разработаны с учетом психофизических возможностей учащихся.
Мальчики 7-11 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функции.
Подготовка девочек младшего школьного возраста по футболу также имеет свои особенности. Женский футбол в отличие от мужского менее контактный, менее грубый, построен больше на стратегических действиях. На тренировочных занятиях девочки включаются в работу с первых секунд. Природной особенностью девочек младшего школьного возраста является трудолюбие, ответственность, исполнительность. Девочки на занятиях охотно исполняют различные поручения: ответственный за выполнение, сбор и раздача спортивного инвентаря и др. Игры девочек в повседневной жизни направлены на ближнее зрение и им для этого достаточно маленького пространства, поэтому внимание педагога в системе обучения игре в футбол должно фокусироваться на разрешение игровых трудностей  на футбольном поле. Занятия футболом позволяет у девочек расширить пространство действий, проявление вариантов индивидуальности, нестандартного мышления, устойчивости к внешним факторам, соблюдение режима, воспитание характера: преодоление усталости, смелость, решительность и т.д. Систематические занятия футболом укрепляют все мышцы тела, улучшают осанку и подвижность суставов. Футбол - это коллективная игра, девочки учатся взаимодействовать в женском коллективе, общаться и действовать по правилам игры.
В работе с подростками 11-13 лет значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты движений в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для овладения рациональной техникой передвижения. Предпочтение отдается естественным движениям, выполняемым в игровой форме, в спортивных и подвижных играх. Поскольку силовые возможности детей невелики, воспитание силы следует осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения, преимущественно динамического характера. Основное внимание уделяется укреплению мышечных групп всего двигательного аппарата и особенно мышц, которые в процессе естественного роста развиваются слабо (мышцы живота, косые мышцы туловища).
В возрасте 14-15 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной системе. Поэтому для воспитания быстроты применяются прыжки, многоскоки, быстрые спрыгивания и выпрыгивания, метания, переменные ускорения в беге.
В программе учащиеся начинают обучение без конкурсного отбора при наличии  медицинской справки  об отсутствии  противопоказаний к занятиям футболом.
Программа состоит из трех модулей. Содержание каждого модуля автономно для реализации, но имеет единую тематическую логику и обеспечивает преемственность при переходе учащихся с одного модуля на другой, совершенствуя игровые умения. Разница заключается в увеличении часовой нагрузки на физкультурно-игровую деятельность для развития специальных и технических навыков, опыта соревновательной деятельности.
  
Каждый из двух модулей программы ориентирован  на определенную категорию учащихся:
1.  модуль для учащихся младшего школьного возраста «Начало пути в футболе» (7–11 лет), срок реализации 4 года;
2.  модуль для девочек младшего школьного возраста (7–11 лет), срок реализации 4 года;
3.  модуль для учащихся подросткового возраста «Большой мир футбола» (11-15 лет), срок реализации 4 года.
Объем и сроки освоения программы.
4.     Модуль для младших школьников:
1 год обучения – 4 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), 144 часа в год;
2-4 год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год;

5.     Модуль для девочек:
1 год обучения – 4 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), 144 часа в год;
2-4 год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год;

6.     Модуль для подростков:
1-4 год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год.
Формы обучения – очная.
Количество учащихся в группе 12-15 человек.
В  модуль программы могут войти учащиеся на любом году обучения после предварительного собеседования об интересах, теста на игровые навыки и   медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятиям футболом.


7.     Цели и задачи программы

Цель программы: содействие физическому и социально-ориентированному развитию учащихся в процессе тренировочных и игровых занятий по футболу.

Задачи программы:
·   способствовать формированию у учащихся представлений о строении, функциях организма, о  здоровье и здоровом образе жизни, развитию элементарных навыков сохранения здоровья, потребности к ведению здорового образа жизни;
·   дать представления о правилах игры в футбол, судейской практике в игре в футбол;
·   формирование интереса учащихся к занятиям системной физкультурно-оздоровительной деятельности;
·    способствовать формированию навыков сотрудничества, умения взаимодействовать в команде;
·   включение учащихся в общественно-значимую физкультурно-оздоровительную,  интеллектуально-конкурсную деятельность в области физкультуры и спорта.




8.     Содержание программы
Учебный план программы
модули
Год обучения
1
2
3
4
модуль для учащихся-мальчиков младшего школьного возраста «Начало пути в футболе» (7-11 лет)
144 часа
216 часов
216 часов
216 часов
модуль для девочек
(7-11 лет)
144 часа
216 часов
216 часов
216 часов
модуль для учащихся-мальчиков подросткового возраста «Большой мир футбола» (11-15 лет)
216 часов
216 часов
216 часов
216 часов


Учебный план модуля для младших школьников
«Начало пути в футболе» (7-11 лет)
Наименование разделов и тем
1 год
2 год
3 год
4 год
Формы аттестации и контроля
Кол-во   часов
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика

1
Теоретические основы игры в футбол
2
5
10
10
опрос
2

5

10

10

2
Общее физическое развитие
40
50
55
55
тесты  по ОФР
7
33
8
42
8
47
7
48
3
Специальные физические навыки
12
14
15
15
тесты
4
8
4
10
4
11
4
11
4
Технические навыки

74
121
102
96
Контрольное задание
27
47
30
91
23
79
20
76
5
Тактические умения

4
10
15
18
Контрольное задание
3
1
6
4
8
7
8
10
6
Учебные  игры, соревнования
4
10
15
18
Наблюдение
1
3
1
9
1
14
1
18
7
Контрольные тесты  

4
4
4
4
тесты
2
2
2
2
2
2
2
2

ВСЕГО
144
216
216
216



Содержание учебного плана модуля для младших школьников

Раздел 1. Теоретические основы

Тема: Физическая культура и спорт в России
Теория: 1.Международное спортивное движение. История Олимпийских игр. Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх.
Тема: Развитие футбола в России и за рубежом
Теория: 1.История развития футбола в России.
2.Российские соревнования по футболу. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Лучшие российские футболисты.
4.Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.
Тема: Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Теория: 1.Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.
2.Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня.
3.Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным за­болеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания.
4. Вредное влияние употребления алкоголя и курения на здоровье.
Тема: Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория: 1. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
2. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
3. Значение спортивных соревнований.
4. Требования  к  организации  и   проведению  соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу.
5. Виды соревнований по футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях.
Тема: Места занятий, оборудование и инвентарь
Теория: 1.  Футбольное поле для проведения тренировок и соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.
2.  Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и др.) и его назначение.
3.  Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.

Раздел 2. Общее физическое развитие (ОФР)
Теория: Понятие ОФР, требования к выполнению упражнений ОФР.
Практика:
Строевые  упражнения основная стойка, посторенние в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на месте. Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета.
Практика:
Ходьба (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).
Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.
Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см, 30 см. Запрыгивание на гимнастический мат высотой не более 30-40 см.
Подвижные игры - «Мяч ловцу», «Два мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «Попади в цель», «Пятнашки», «Зайцы в огороде», «Точный расчет», «Лиса и куры», «Метко в цель», «К своим флажкам», «Кто дальше бросит», специальной направленности, с элементами футбола.
Акробатические и гимнастические упражнения – группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону; комбинации и комплексы общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Спортивные игры по упрощенным правилам – мини-футбол.
Эстафеты – с элементами бега, метания, прыжков, с предметами и без.

Раздел 3. Специальные физические навыки
Теория: Понятие СФН, требования к выполнению упражнений для развития СФН.
Практика:
Развитие гибкостиОбщеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Развитие быстротыповторный бег по дистанции 10—15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от 10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.
Развитие ловкостиразнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную цель, метание после кувырков, перекатов.
Развитие силыупражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по канату, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.
Развитие выносливости – равномерный и переменный бег до 500 м, дозированный бег по пересеченной местности. Ходьба на лыжах с подъемами.

Раздел 4. Технические навыки  
Теория: правила выполнения упражнений для развития технических навыков.
Практика:
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева). Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние.
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы, бедром, грудью.
Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения, между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением ускорений и рывков, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). «Уход» выпадом (при атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
«Остановка» мяча (после замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с мячом).
«Удар» по мячу (имитация удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча руками. Вбрасывание с места из положения ноги вмести, с шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке с места и с разбега.
Ловля летящего в сторону мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной и двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Раздел 5. Тактические умения
Теория: понятие тактических умений, требования к выполнению упражнений для развития тактических умений.
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия партнеров и соперника.
Выбор момента и способа передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Правильный выбор позиции по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е. осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Раздел 6. Учебные  игры, соревнования
Теория: Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними. Настрой на игру.
Практика: совершенствование технико-тактического мастерства в играх с командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения игры. Проигрывание плана игры с будущими соперниками.



Учебный план модуля для девочек 7-11 лет
Наименование разделов и тем
1 год
2 год
3 год
4 год
Формы аттестации и контроля
Кол-во   часов
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика

1
Теоретические основы игры в футбол
2
5
10
10
опрос
2

5

10

10

2
Общее физическое развитие
40
50
55
55
тесты  по ОФР
7
33
8
42
8
47
7
48
3
Специальные физические навыки
12
14
15
15
тесты
4
8
4
10
4
11
4
11
4
Технические навыки

74
121
102
96
Контрольное задание
27
47
30
91
23
79
20
76
5
Тактические умения

4
10
15
18
Контрольное задание
3
1
6
4
8
7
8
10
6
Учебные  игры, соревнования
4
10
15
18
Наблюдение
1
3
1
9
1
14
1
18
7
9

4
4
4
4
тесты
2
2
2
2
2
2
2
2

ВСЕГО
144
216
216
216


Содержание учебного плана модуля для девочек 7-11 лет

Раздел 1. Теоретические основы

Тема: Физическая культура и спорт в России
Теория: 1.Международное спортивное движение. История Олимпийских игр. Выступление российских спортсменов на Олимпийских играх.
Тема: Развитие футбола в России и за рубежом
Теория: 1.История развития футбола в России. Женский футбол.
2.Российские соревнования по футболу. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Лучшие российские футболисты.
4.Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.
Тема: Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Теория: 1. Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.
2. Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня.
3. Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным за­болеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания.
4. Вредное влияние употребления алкоголя и курения на здоровье. Здоровье и красота.
Тема: Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория: 1. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
2. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
3. Значение спортивных соревнований.
4. Требования  к  организации  и   проведению  соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу.
5. Виды соревнований по футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях.
Тема: Места занятий, оборудование и инвентарь
Теория: 1.  Футбольное поле для проведения тренировок и соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.
2.  Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и др.) и его назначение.
3.  Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними. Требования к внешнему виду игрока: волосы, украшения, косметика.

Раздел 2. Общее физическое развитие (ОФР)
Теория: Понятие ОФР, требования к выполнению упражнений для ОФР.
Практика:
Строевые  упражнения - основная стойка, посторенние в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на месте. Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета.
Практика:
Ходьба (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).
Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.
Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см, 30 см. Запрыгивание на гимнастический мат высотой не более 30-40 см.
Подвижные игры - «Мяч ловцу», «Два мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «Попади в цель», «Пятнашки», «Зайцы в огороде», «Точный расчет», «Лиса и куры», «Метко в цель», «К своим флажкам», «Кто дальше бросит», специальной направленности, с элементами футбола.
Акробатические и гимнастические упражнения - группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону; комбинации и комплексы общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Спортивные игры по упрощенным правилам - мини-футбол.
Эстафеты - с элементами бега, метания, прыжков, с предметами и без.

Раздел 3. Специальные физические навыки
Теория: Понятие СФН, требования к выполнению упражнений для развития СФН.
Практика:
Развитие гибкости - Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Развитие быстротыповторный бег по дистанции 10—15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от 10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.
Развитие ловкости - разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную цель, метание после кувырков, перекатов.
Развитие силы - упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по канату, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.
Развитие выносливости - равномерный и переменный бег до 500 м, дозированный бег по пересеченной местности. Ходьба на лыжах с подъемами.

Раздел 4. Технические навыки 
Теория: правила выполнения упражнений для развития технических навыков.
Практика:
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева). Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние.
Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы, бедром, грудью.
Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения, между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением ускорений и рывков, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). «Уход» выпадом (при атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую).
«Остановка» мяча (после замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с мячом).
«Удар» по мячу (имитация удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча руками. Вбрасывание с места из положения ноги вмести, с шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке с места и с разбега.
Ловля летящего в сторону мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной и двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.

Раздел 5. Тактические умения
Теория: понятие тактических умений, требования к выполнению упражнений для развития тактических умений.
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия партнеров и соперника.
Выбор момента и способа передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Правильный выбор позиции по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е. осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Раздел 6. Учебные  игры, соревнования
Теория: Требования к спортивной одежде и обуви на соревновании. Настрой на игру.
Практика: совершенствование технико-тактического мастерства в играх с командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения игры. Проигрывание плана игры с будущими соперниками.



Учебный план модуля для подростков  (11-15 лет)
 «Большой мир футбола»
Наименование разделов и тем
1 год
2 год
3 год
4 год
Форма аттестации и контроля
Кол-во   часов
Кол-во часов
Кол-во часов
Кол-во часов
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
1
Теоретические основы игры в футбол
15
15
15
15

15

15

15

15

опрос
2
Общее физическое развитие
55
58
60
62
тесты
7
48
7
51
7
53
7
55
3
Специальные физические  навыки
15
15
16
18
тесты
3
12
3
12
3.5
12.5
4
14
4
Технические навыки

91
83
77
68
тесты
20
71
17
66
15
62
9
59
5
Тактические умения

18
21
22
24
тесты
8
10
7
14
6
16
6
18
6
Учебные игры, соревнования
18
20
22
25
Наблюдение
1
17
1
19
1
21
1
24
7
 Контрольные тесты
4
4
4
4
тесты
2
2
2
2
2
2
2
2

ВСЕГО
216
216
216
216


Содержание учебного плана модуля для подростков 

Раздел 1. Теоретические основы игры в футбол

Врачебный контроль и самоконтроль
Теория: 1.Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля.  Дневник самоконтроля.
2.Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Значение активного отдыха для юного футболиста
3.Спортивный травматизм. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой доврачебной помощи.

Технические  навыки
Практика:
Высокая техника владения мячом - основа спортивного мастерства в футболе. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения технических приемов, эффективность применения в конкретных игровых условиях. Анализ выполнения различных технических приемов и эффективности их применения: ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и обманных движений (финтов), передачи, отбора, вбрасывания мяча, основных технических приемов игры вратаря.
Основные недостатки в технике футболистов и пути их устранения.
Контрольные упражнения и нормативы по технической под­готовке для юных футболистов.

Тактические умения
Теория: 1.Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле игры в футбол.
Практика:99999999999999 2.Характеристика и анализ тактических вариантов игры с различной расстановкой игроков.
3.Тактика отдельных линий и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры.
4.Тактика игры в нападении: высокий темп атаки, атака «широким фронтом», скоростное маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с переменой местами, усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие комбинации флангом и центром.
5.Тактика игры в защите: «зона», «персональная опека», комбинированная оборона, создание численного преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча, соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков). Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры».
6.Тактические комбинации в нападении и защите при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом, свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
7.Разбор по DVD и видеоматериалам техники и тактики игры футболистов высокой квалификации.

Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Режим и питание юного футболиста
Теория: 1.Общие понятия о гигиене. Личная гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.
2.Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня
3.Закаливание и его значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения.
4.Питание. Понятие о калорийности и усвояемости пищевых продуктов. Витамины.
5.Вредное влияние употребления алкоголя и курения на здоровье и работоспособность спортсмена.

Правила игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория:
1.Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
2.Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
3.Значение спортивных соревнований.
4.Требования  к  организации  и   проведению  соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по мини-футболу.
5.Виды соревнований по футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр..

Места занятий, оборудование и инвентарь
1. Футбольное поле для проведения тренировок и соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.
2.Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и др.) и его назначение.
3.Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.

Установка перед игрой и разбор проведенной игры
Теория:
1.Значение предстоящей игры и особенности турнирного положения команды.
2.Сведения о сопернике: тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры, примерный состав, характеристика игроков.
3.Определение состава своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе игры. Руководящая роль капитана. Использование перерыва для отдыха и исправления допущенных в игре ошибок.
4. Разбор проведенной игры. Анализ игры всей команды, отдельных звенев, игроков. Положительные и отрицательные моменты в игре, связанные с выполнением заданий. Причины успеха или невыполнения заданий.

Раздел 2. Общее физическое развитие (ОФР)
Практика:
Строевые упражнения. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах.
Команды для управления строем. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроения в шеренге, в колонне. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Выполнение упражнений на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы.
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения. В положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднима­ние и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением в парах: повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, перетаскивание, приседания, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед и назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами: броски и ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, с разбега. Длинный кувырок вне ред. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на внимание, координацию движений.
Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель; бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кроссы от 1000 до 3000 м, 6- и 12-минутный бег.
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки. Пятикратный прыжок с места.
Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание гранаты с места и с разбега. Толкание ядра.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощенным правилам).

Раздел 3. Специальные физические навыки
Практика:
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости по сигналу, рывки на 5-10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, из положения сидя, лежа, из медленного бега, подпрыгивания, бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и т.п. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за владение мячом.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными в разных положениях стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на скорость. Переменный бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно). То же с ведением мяча. Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и т.п.
Упражнения для развития скорости переключения с одного действия на другое. Бег с быстрым изменением способа передвижения (с обычного - на бег спиной вперед, боком приставным шагом, прыжками и т.д.). Бег с изменением направления (до 180°). Бег с изменением скорости (резкое замедление или остановка после быстрого бега, после чего новый рывок в заданном направлении и т.п.). «Челночный» бег: 2x10, 4*5, 4x10, 2x15 м и т.п. «Челночный» бег с изменением способа передвижения. Бег с «тенью» (повторение движений партнера, выполняющего бег с максимальной скоростью с изменением направления). То же с ведением мяча.
Выполнение различных элементов техники в быстром темпе.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешки с песком, диск от штанги, штанга для подростков, или юношеская, весом от 40 до 70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа с отягощением и без. Прыжки на одной и обеих ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки по ступенькам с мак­симальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание с высоты 40-80 см с последующим прыжком вверх или рывком на 7-10 м. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.п.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут, ворота, удары на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Развитие гибкости - Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же с ведением мяча. Переменный бег с несколькими повторениями в серии. Кроссы с переменной скоростью.
Многократное повторение специальных технико-тактических упражнений (например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударом по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками).
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры увеличенной продолжительности. Игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторное непрерывное выполнение в течение 5—12 мин ловли мяча с отбиванием, ловли мяча с падением при выполнении ударов по воротам с минимальными интервалами тремя-пятью игроками.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко подвешенный мяч руками, головой, ногой. То же с поворотом в прыжке на 90-180°. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногой. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры типа «Живая мишень», «Салки мячом», «Ловля парами» и т.п.
Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком. То же с поворотом до 180°. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки с поворотами с использованием подкидного трамплина. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Упражнения на батуте: прыжки на обеих ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись.

Раздел 4. Технические навыки

Теория: Понятие технических навыков, требования выполнения упражнений технических навыков
Практика:
Передвижения. Различное сочетание приемов бега с прыжками, поворотами и резкими остановками.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частями подъема, внутренней частью стопы, но неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. «Резаные» удары по не­подвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с полулета. Удары правой и левой ногой.
Выполнение ударов на точность и силу после остановки мяча, ведения и рывков на короткое, среднее или дальнее расстояние (с различным направлением и траекторией полета). Удары по мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой. Удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по летящему с различными скоростями и траекториями мячу. Удары на точность вниз и верхом, вперед и в стороны, на короткое и среднее расстояния. Удары головой по мячу в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего мяча с переводом, остановка опускающегося мяча бедром и лбом.
Остановка изученными способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости с последующим ударом или рывком.
Ведение мяча. Ведение мяча внешней и средней частями подъема, носком и внутренней стороной стопы. Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу, закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты «ударом ногой» с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнеру. Финты «ударом головой». Обманные движения «остановка во время ведения с наступанием и без наступания па мяч подошвой», «после передачи мяча партнером с пропусканием мяча».
Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в широком выпаде (полушпагат и шпагат) и в подкате.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание из различных исходных положений с места и после разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящегося и летящего с различной скоростью и траекторией полета мяча. Ловля мяча на месте, в движении, в прыжке, без падения и с падением. Ловля мяча на выходе.
Отбивание ладонями и пальцами мяча, катящегося и летящего в стороне от вратаря, без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе без прыжка и в прыжке.
Перевод мяча через перекладину ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и дальность.
Выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.

Раздел 5. Тактические умения
Теория: Понятие тактической умений, требования выполнения упражнений тактической умений
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия. Маневрирование на поле: «открывание» для приема мяча, отвлекание соперника, создание численного преимущества на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по полю и подключения из глубины обороны. Умение выбрать из нескольких возможных решений данной игровой ситуации наиболее правильного и рационально использовать изученные технические приемы.
Групповые действия. Взаимодействия с партнерами при органи­зации атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних, длинных, продольных, поперечных, диагональ­ных, низом, верхом. Игра в одно касание. Смена флангов атаки пу­тем точной длинной передачи мяча на свободный от игроков со­перника фланг. Правильное взаимодействие на последней стадии развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных ситуаций.
Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по избранной тактической системе. Взаимодействие с партнерами при разном числе нападающих, а также внутри линии и между линиями.
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Совершенствование «закрывания», «перехвата» и отбора мяча.
Групповые действия. Совершенствование правильного выбора позиции и страховки при организации противодействия атакующим ситуациям. Создание численного превосходства в обороне. Взаимодействие при создании искусственного положения «вне игры».
Командные действия. Организация обороны против быстрого и постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и комбинированной защиты. Быстрое перестроение от обороны к началу и развитию атаки.
Тактика вратаря. Выбор места (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате; правильное определение момента для выхода из ворот и отбора мяча в ногах; руководство игрой партнеров по обороне. Организация атаки при вводе мяча в игру.

Раздел 6. Учебные  игры, соревнования
Совершенствование индивидуальных, групповых и командных тактических действий при игре по избранной тактической системе.
Обязательное применение в играх изученного программного материала по технической и тактической подготовке.


1.4. Предполагаемые результаты

В результате освоения программы учащиеся будут:
·                   иметь представления о строении, функциях организма, о  здоровье и здоровом образе жизни
·                   демонстрировать навыки сохранения здоровья, потребность к ведению здорового образа жизни;
·                   проявлять интерес к занятиям системной физкультурно-оздоровительной деятельности;
·                   применять навыки сотрудничества и умения взаимодействовать в команде;
·                   иметь опыт соревновательной, общественно-значимой физкультурно-оздоровительной, интеллектуально-конкурсной деятельности в области физкультуры и спорта.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график
 (см. Приложение № 1)

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы необходимо материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:
Специализированные площади:
1) футбольные поля
2) два игровых зала 30х20 м;
3) спортивные площадки
4) тренерская комната;
5)методический класс, оборудованный современной аппаратурой (видеокамера, проектор, компьютер, видео- и аудиоаппаратура);
6) раздевалки для обучающихся (душ, туалет);
7) медико-восстановительный центр (сауна, бассейн и т.д.);
8) автотранспорт.
Оборудование:
1) стандартные ворота (футбольные) 4 шт.
2) футбольные ворота 2*5 м            4шт.
3) футбольные ворота 2*3 м            4 шт.
4) футбольные ворота 1,5*2 м         4 шт.
5) малые ворота 1*1 м                    4 шт.
6) стойки для обводки                   20 шт.
7) стойки для подвесных мячей       2 шт.
8) малые отражающие стенки 1x2 м 4 шт.
9) отражающая стенка                    1 шт.
10) легкоатлетические барьеры        10 шт.
Инвентарь:
1) флажки угловые                       20шт.
2) конусы тренировочные             20 шт.
3) комплект конусов                  2х40 шт.
4) комплект барьеров                    10шт.
5) мячи футбольные                    100шт.
6) планшет магнитный                    2 шт.
7) сетка для мячей                         10шт.
8) компрессор для накачивания мячей 2 шт.
9) игровая форма двух цветов 16 комплектов.
10) манишки двух цветов 20штук

Информационное обеспечение:
Учебники по физической культуре.
Учебники по футболу.
Методические пособия по футболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок.
Правила соревнований.
Инструкции по технике безопасности.
Нормативные документы по дополнительному образованию.
Учебные карточки с заданиями.
Разработанные и утверждённые тесты, нормативы общего физического развития.

Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий подготовку в области физкультуры и спорта.

2.3. Формы аттестации

После освоения содержания каждого раздела учащимся предлагается пройти тестовые контрольные задания. В течение учебного года  проходят учебные и товарищеские игры, в процессе которых педагог наблюдает и оценивает специальные умения юного футболиста. Оценка результатов учащихся проходит в апреле-мае месяце после контрольно-аттестационных игр и тестовых занятий. Возможна организация занятий, где учащиеся могут разбирать тестовые ситуации, где возможно проявление личностных качеств и метапредметных умений, может проходит разбор образовательных затруднений и презентация достижений в программе, выявление причин проблемных ситуаций и перспектив развития в процессе работы с дневничком юного футболиста.   


2.4. Оценочные материалы

В программе реализуется система контроля и оценки образовательных достижений учащихся, где используются такие  способы оценивания как тестирование по показателям общефизического развития, экспертиза педагога по качеству ведения игры и судейской практики, наблюдение и экспертиза педагога за проявлением личностных качеств, и метапредметных умений в образовательном процессе. В оценочной деятельности используется шкала трех уровней: уровень результатов учащегося ниже базового (НБ), базовый (Б), выше базового (ВБ)..  
Критериально-оценочная таблица
Оценочные параметры
Оценочный показатели и индикаторы
Способы оценки  

Общефизические и специальные умения  учащегося
Уровень выполнения упражнений по ОФР в соответствии с нормативом:
 -быстрота и выносливость (бег),
-координация (челночный бег),
-скоростно-силовые качества (прыжки).

тест по ОФР и СФР
 Уровень выполнения упражнений по СФР в соответствии с нормативом:
- бег с мячом 30 м
- удары по воротам  с 16 метров(правый или левый угол ворот)
- жонглирования мяча

тест
Уровень (частота) участия в соревновательной, общественно-полезной и игровой,
интеллектуальной  деятельности в области физкультуры и здоровья 
Статистика участия в конкурсах, соревнованиях, играх
(экран участия)
Метапредметные умения
-Уровень самостоятельности  по составлению и выполнению программы личного физического совершенствования и здоровьесбережения, 
-уровень самоконтроля за своим физическим   состоянием, образовательными достижениями
Анализ дневника самоконтроля и развития, выполнения контрольных и ситуационных заданий.
Работы в презентационных формах, в обсуждении образовательных затруднений и достижений
Личностные качества
-Ориентация при выполнении заданий   и в поведении на ценности здорового и безопасного образа жизни (негативное отношение к вредным привычкам, отсутствие опасных для своего здоровья и здоровья других  форм поведения и т.д.);

-проявление  нравственных форм поведения и умений бесконфликтного  общения
со сверстниками и взрослыми

-командные способности в игровой деятельности

-дисциплинированность на занятии и отсутствие пропусков
 Наблюдение за поведением, выполнением ситуационных заданий, педагогическая экспертиза





2.5. Методические материалы9

В учебных занятиях большое внимание уделяется воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня развития быстроты, необходимо наряду с повторным бегом максимальной скорости широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые упражнении.

В процессе реализации программы используются различные формы и методы обучения, соответствующие специфике тематического раздела.

Раздел
Форма занятия
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса
Форма подведения итогов
Общефизическая развития.
Объяснение, практическое занятие в групповой и инд. форме
Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.
Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. 
Специальная физическая развития
Объяснение, практическое занятие в групповой и инд. форме
Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.
Контрольные тесты и упражнения.
Мониторинг.
Технические навыки
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, в групповой и инд. форме, показ видео материала, посещение соревнований.
Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.
Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.
Тактические умения
беседа, тренировка, показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.
Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.
Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
Теоретические умения.
беседа,   групповые и инд. формы
Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.
Опрос учащихся, тестирование.
Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование.  Сдача контрольных тестов .Судейство и организация соревнований.
Индивидуальный.  Контрольная работа.  Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.


Обсуждение результатов соревнований.
Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.


Комментарии. Начальное обучение технике владения мячом и тактике игры следует проводить при помощи упражнений, доступных для детей этого возраста, подвижных игр, направленных на развитие периферического зрения: «Ручной мяч», «Задания по сигналу», «Салки» и т.д. Периферическое зрение необходимо при игре в футбол, смотря на мяч в движении, учащийся может видеть, что находится слева и справа.
Не нужно требовать выполнения упражнений в  максимальном темпе, применять много таких, где необходима быстрая и точная реакция на меняющуюся обстановку. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями в двухсторонних играх и игровых упражнениях доступно для мальчиков этого возраста в ограниченных составах – 3х3, 4х4, 5х5 человек и на малых игровых площадках – 20х30 и 30х50 м, в начальной подготовке используются в основном комплексные учебные  занятия.
В системе обучения девочек в игровой ситуации внимание сфокусировано на мяче, но девочки действуют «кучно» (все игроки - где мяч) и единственное решение в данной игровой ситуации - протолкнуть мяч через множество игроков. При такой игре отсутствует командное действие и результативность. В данной игровой ситуации внимание необходимо обращать на позиции и роли игроков, их место на футбольном поле, индивидуальные действия, разбор и решение игровых ситуаций. Работая над данной проблемой, используются ролевые игры «Поменяйся местами», «Твоя миссия», пространственные – «Разыграй мяч», «Далеко-близко» и т.д. Необходимо отметить, что на занятиях девочки более подвержены эмоциям по отношению друг к другу. Положительный момент в этой ситуации имеют товарищеские игры: воспитание спортивного характера, духа соперничества, смелости, решительности, развитие физических качеств.

2.6. Список литературы

Список литературы для педагога
1.  Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П. Губа, С.Ю. Тюленьков. - М.: Советский спорт, 2008. -152с.
2.  Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт. 1985. -239 с.
3.  Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
4.  Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008.-304с.
5. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: автореф. дне ... д-ра пед. наук / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1997. - 50 с.
6.  Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.С. Лалаков. - Омск, 1998. - 54 с.
7.  Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2010. - 384 с.
8.  Монаков  Г.В.  Подготовка  футболистов.  Теория  и  практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 288 с.
9.  Петухов А.А.   Футбол.   Формирование  основ  индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения: монография / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
10. Платонов В.П. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая теория и практические ее предложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
11.  Сучилин  А.А.   Теоретико-методологические   основы   подготовки резерва для профессионального футбола: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. в виде научного доклада / А. А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 74 с.
12. Тюленъков   С.Ю.   Теоретико-методические   аспекты   управления подготовкой футболистов: учеб, пособ. / С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, А.В. Прохоров. - Смоленск, - М., 1997. - 116 с.
13.  Футбол: учебник / пол ред. М.С. Полишкнса, В.А. Выжгина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
14.  Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под общ. ред. С.Н. Андреева, М.С. Полишкиса, Н.М. Люкшинова, В Н Шамардина -М., 1986. - 261 с.
15. Футбол: Учебная программа для спортивных школ. - М., 1981. -118 с.
16. Шамардин А.И. Функциональная подготовка футболистов: учеб пособ. / А.И. Шамардин, И.Н. Солопов, А.И. Исмаилов. - Волгоград 2000.- 150с.                                                                               
17.  Юный футболист: учеб,  пособ. для тренеров / под. общ.  ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.

Список литературы для учащихся и родителей
1Дэвит  Голдблатт.  Энциклопедия футбола. Самая полная информация об игре. АСТ-изд. 2003г
2 Борис Козловский. Тайна Футбольного  мяча. Москва -2008г.
3 Саймор  Купер. Футбол и его враги. Амфора-спорт-2009г.
4 Василий Уткин. Играй в футбол! Записи спортивного комментатора, Москва -2008 г.
5 Игорь Рабинер. Наша Футбольная Россия. Москва -2008
6 Игорь Рабинер. ЕВРО-2008, Бронзовая сказка Москва-2008 г.
7 Е.В. Сергеев. Футбол в Европе. Энциклопедия. Спорт и культура – 2000г.
8 Оксана Усольцева. Футбол. Спортивная энциклопедия.2009  год. Эксмо изд.
 9 Джилл Харви. Футбол. Уроки лучшей игры. Издательство АСТ 2007 г.- 4000 экз.
10 Швыков, И. А. Футбол: практ. пособие / И. А. Швыков. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 143 с. - (Спорт в школе)

Комментариев нет:

Отправить комментарий