Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа физкультурно–спортивной направленности
«Футбол»
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 4-8 лет
Срок реализации
модулей программы:
модуль для
младших школьников (7-11 лет) – 4 года
модуль для
подростков (11-15 лет) – 4 года
модуль для
девочек (7-11 лет) – 4 года
Автор-составитель:
Карамин Вячеслав
Николаевич
Омск,
2018
Содержание
№
|
Название раздела
|
Стр.
|
1.
|
Комплекс
основных характеристик программы
|
3
|
1.1
|
Пояснительная записка
|
3
|
1.2.
|
Цель и задачи программы
|
5
|
1.3.
|
Содержание программы
|
6
|
Учебный план модуля для младших школьников
|
7
|
|
Содержание учебного плана модуля для младших
школьников
|
10
|
|
Учебный план модуля для подростков
|
15
|
|
Содержание учебного плана модуля для подростков
|
17
|
|
1.4.
|
Планируемые результаты
|
26
|
2.
|
Комплекс
организационно-педагогических условий
|
27
|
2.1
|
Календарные графики
|
27
|
2.2.
|
Условия реализации программы
|
27
|
2.3.
|
Формы аттестации
|
28
|
2.4.
|
Оценочные материалы
|
28
|
2.5.
|
Методические материалы
|
30
|
2.6.
|
Список литературы
|
33
|
3.
|
Приложения
|
35
|
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
Физическая культура и спорт имеет большое
оздоровительное и воспитательное значение, в том числе спортивная игра футбол,
которая многогранна по своей природе. Систематическое занятия детей футболом оказывает всесторонние развитие на организм. Размеры футбольного
поля и особенности игры представляют к её участникам
повышенные требования к двигательной
активности, проявляющейся в различных формах перемещений (ходьба, равномерный
бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки).
Большое значение имеет влияние, которое
оказывают занятия футболом на развитие мышления ребенка. В футболе постоянно
изменяется игровая ситуация, действовать игроку приходится в зависимости от
ситуации, не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в
этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая
деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор
ответных действий. Поэтому учащийся, занимающийся футболом, должен быть
физически подготовленным, в совершенстве владеть техническими приемами,
проявлять стратегическую смекалку, наносить точные удары по воротам, уметь
оценивать сложившуюся игровую ситуацию, предугадывать тактику соперника, уметь
взаимодействовать с партнерами по игре.
Программа имеет
физкультурно-спортивную направленность. Ее отличительная особенность состоит
в социальной составляющей. Программа предоставляет возможность детям, не получившим
ранее практики занятий спортом, имеющим различный уровень физической
подготовки, приобщиться к активным занятиям футболом, получить социальную
практику общения в детском коллективе. Обучение по программе стимулирует учащегося
к дальнейшему совершенствованию его физической и интеллектуальной сферы.
В качестве нормативно-правовой основы
программы использованы:
-
статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г . N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598),
-приказ
от 27.12.2013г. №1125 Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и
осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в
области физической культуры и спорта»,
-приказ №1008
Минобразования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-приказ от 27.03.2013г. №147 Минспорта РФ «Об
утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
футбол».
При составлении программы использованы
материалы примерной программы для
детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ
олимпийского резерва В. П. Губа, П. В. Квашук, В. В. Краснощекой, П. Ф. Ежова,
В. А. Блинова.
Занятия по
программе разработаны с учетом психофизических возможностей учащихся.
Мальчики
7-11 лет имеют относительно низкие функциональные возможности, недостаточный
уровень развития наиболее важных для игровой деятельности психомоторных функции.
Подготовка девочек младшего школьного возраста по
футболу также имеет свои особенности. Женский футбол в отличие от мужского
менее контактный, менее грубый, построен больше на стратегических действиях. На
тренировочных занятиях девочки включаются в работу с первых секунд. Природной
особенностью девочек младшего школьного возраста является трудолюбие,
ответственность, исполнительность. Девочки на занятиях охотно исполняют
различные поручения: ответственный за выполнение, сбор и раздача спортивного
инвентаря и др. Игры девочек в повседневной жизни направлены на ближнее зрение
и им для этого достаточно маленького пространства, поэтому внимание педагога в
системе обучения игре в футбол должно фокусироваться на разрешение игровых
трудностей на футбольном поле. Занятия
футболом позволяет у девочек расширить пространство действий, проявление
вариантов индивидуальности, нестандартного мышления, устойчивости к внешним
факторам, соблюдение режима, воспитание характера: преодоление усталости,
смелость, решительность и т.д. Систематические занятия футболом укрепляют все
мышцы тела, улучшают осанку и подвижность суставов. Футбол - это коллективная
игра, девочки учатся взаимодействовать в женском коллективе, общаться и действовать
по правилам игры.
В работе с подростками 11-13
лет значительное внимание следует уделять воспитанию быстроты движений
в тесной связи с развитием ловкости, что создает необходимую основу для
овладения рациональной техникой передвижения. Предпочтение отдается
естественным движениям, выполняемым в игровой форме, в спортивных и подвижных
играх. Поскольку силовые возможности детей невелики, воспитание силы следует
осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения,
преимущественно динамического характера. Основное внимание уделяется укреплению
мышечных групп всего двигательного аппарата и особенно мышц, которые в процессе
естественного роста развиваются слабо (мышцы живота, косые мышцы туловища).
В возрасте 14-15 лет скорость
повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и
мышечной системе. Поэтому для воспитания быстроты применяются прыжки,
многоскоки, быстрые спрыгивания и выпрыгивания, метания, переменные ускорения в
беге.
В
программе учащиеся начинают обучение без конкурсного отбора при наличии медицинской справки об отсутствии
противопоказаний к занятиям футболом.
Программа
состоит из трех модулей. Содержание каждого модуля автономно для реализации, но
имеет единую тематическую логику и обеспечивает преемственность при переходе
учащихся с одного модуля на другой, совершенствуя игровые умения. Разница
заключается в увеличении часовой нагрузки на физкультурно-игровую деятельность для развития специальных и технических навыков, опыта соревновательной
деятельности.
Каждый из двух модулей программы
ориентирован на определенную категорию
учащихся:
1. модуль
для
учащихся младшего школьного возраста «Начало пути в футболе» (7–11 лет), срок реализации 4 года;
2. модуль
для
девочек младшего школьного возраста (7–11 лет), срок
реализации 4 года;
3. модуль для учащихся
подросткового возраста «Большой мир футбола» (11-15 лет), срок реализации 4 года.
Объем и сроки
освоения программы.
4.
Модуль для младших школьников:
1
год обучения – 4 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), 144 часа в год;
2-4
год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год;
5.
Модуль для девочек:
1
год обучения – 4 часа (2 занятия в неделю по 2 часа), 144 часа в год;
2-4
год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год;
6.
Модуль для подростков:
1-4
год обучения – 6 часов (3 занятия в неделю по 2 часа), 216 часов в год.
Формы обучения – очная.
Количество
учащихся в группе 12-15 человек.
В модуль программы могут войти
учащиеся на любом году обучения после предварительного собеседования об
интересах, теста на игровые навыки и
медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к занятиям
футболом.
7. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие физическому и
социально-ориентированному развитию учащихся
в процессе тренировочных и игровых занятий по футболу.
Задачи программы:
· способствовать формированию
у учащихся представлений о строении, функциях организма, о здоровье и здоровом образе жизни, развитию элементарных
навыков сохранения здоровья, потребности к ведению здорового образа жизни;
· дать представления
о правилах игры в футбол, судейской практике в игре в футбол;
· формирование интереса учащихся к занятиям системной
физкультурно-оздоровительной деятельности;
· способствовать формированию
навыков сотрудничества, умения взаимодействовать в команде;
· включение учащихся в общественно-значимую
физкультурно-оздоровительную,
интеллектуально-конкурсную деятельность в области физкультуры и спорта.
8. Содержание программы
Учебный план программы
модули
|
Год
обучения
|
|||
1
|
2
|
3
|
4
|
|
модуль для учащихся-мальчиков
младшего школьного возраста «Начало
пути в футболе» (7-11 лет)
|
144
часа
|
216
часов
|
216
часов
|
216
часов
|
модуль для девочек
(7-11 лет)
|
144
часа
|
216
часов
|
216
часов
|
216
часов
|
модуль для учащихся-мальчиков подросткового
возраста «Большой мир футбола» (11-15 лет)
|
216
часов
|
216
часов
|
216
часов
|
216
часов
|
Учебный
план модуля для младших школьников
«Начало
пути в футболе» (7-11 лет)
№
|
Наименование разделов и тем
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
Формы аттестации и контроля
|
||||||||||
Кол-во часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
|||||||||||||
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
|
||||||||
1
|
Теоретические основы игры в футбол
|
2
|
5
|
10
|
10
|
опрос
|
||||||||||
2
|
|
5
|
|
10
|
|
10
|
|
|||||||||
2
|
Общее физическое развитие
|
40
|
50
|
55
|
55
|
тесты по ОФР
|
||||||||||
7
|
33
|
8
|
42
|
8
|
47
|
7
|
48
|
|||||||||
3
|
Специальные
физические навыки
|
12
|
14
|
15
|
15
|
тесты
|
||||||||||
4
|
8
|
4
|
10
|
4
|
11
|
4
|
11
|
|||||||||
4
|
Технические навыки
|
74
|
121
|
102
|
96
|
Контрольное задание
|
||||||||||
27
|
47
|
30
|
91
|
23
|
79
|
20
|
76
|
|||||||||
5
|
Тактические умения
|
4
|
10
|
15
|
18
|
Контрольное задание
|
||||||||||
3
|
1
|
6
|
4
|
8
|
7
|
8
|
10
|
|||||||||
6
|
Учебные игры, соревнования
|
4
|
10
|
15
|
18
|
Наблюдение
|
||||||||||
1
|
3
|
1
|
9
|
1
|
14
|
1
|
18
|
|||||||||
7
|
Контрольные тесты
|
4
|
4
|
4
|
4
|
тесты
|
||||||||||
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|||||||||
|
ВСЕГО
|
144
|
216
|
216
|
216
|
|
||||||||||
Содержание
учебного плана модуля для младших школьников
Раздел 1.
Теоретические основы
Тема: Физическая культура и спорт в
России
Теория:
1.Международное спортивное движение.
История Олимпийских игр. Выступление российских спортсменов на Олимпийских
играх.
Тема: Развитие футбола в России и за
рубежом
Теория:
1.История развития футбола в России.
2.Российские соревнования по футболу. Участие российских
спортсменов в международных соревнованиях. Лучшие российские футболисты.
4.Современный футбол и пути его дальнейшего развития.
Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.
Тема: Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Теория:
1.Общие понятия о гигиене. Личная
гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.
2.Гигиенические основы режима учебы, отдыха, занятий спортом.
Режим дня.
3.Закаливание и его значение для повышения работоспособности и
увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль
закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания.
4.
Вредное влияние употребления алкоголя
и курения на здоровье.
Тема: Правила
игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория:
1. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана
команды, его права и обязанности.
2. Обязанности судей. Способы
судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как
воспитателя.
3. Значение спортивных
соревнований.
4. Требования к
организации и проведению
соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по
мини-футболу.
5. Виды соревнований по футболу.
Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о
соревнованиях.
Тема: Места
занятий, оборудование и инвентарь
Теория:
1. Футбольное поле для проведения тренировок и
соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.
2. Уход за футбольными мячами, подготовка их к
тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для
обводки, кольца-мишени и др.) и его назначение.
3. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за
ними.
Раздел 2. Общее
физическое развитие (ОФР)
Теория: Понятие ОФР, требования к выполнению упражнений ОФР.
Практика:
Строевые
упражнения
– основная стойка, посторенние
в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время.
Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на месте.
Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия.
Общеразвивающие
упражнения (ОРУ) с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета.
Практика:
Ходьба (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде
стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе,
широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).
Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением
ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с
остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.
Прыжки
на двух и одной ноге на
месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см , 30 см . Запрыгивание на
гимнастический мат высотой не более 30-40 см .
Подвижные
игры - «Мяч ловцу», «Два
мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «Попади в цель», «Пятнашки»,
«Зайцы в огороде», «Точный расчет», «Лиса и куры», «Метко в цель», «К своим
флажкам», «Кто дальше бросит», специальной направленности, с элементами футбола.
Акробатические
и гимнастические упражнения – группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора
стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической
скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи;
повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с
подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону; комбинации и комплексы
общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Спортивные игры
по упрощенным правилам – мини-футбол.
Эстафеты
– с элементами бега,
метания, прыжков, с предметами и без.
Раздел 3. Специальные физические навыки
Теория: Понятие
СФН, требования к выполнению упражнений для развития СФН.
Практика:
Развитие гибкости – Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения
с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела,
полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо
скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов
(вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и
круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Развитие быстроты — повторный бег по дистанции 10—15 м, со старта и сходу с
максимальной скоростью от 10 до 30
м . Бег по наклонной плоскости вниз.
Развитие ловкости – разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с
места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой,
внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную
цель, метание после кувырков, перекатов.
Развитие силы – упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса,
отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по канату,
лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.
Развитие выносливости – равномерный и переменный бег до 500 м , дозированный бег по пересеченной
местности. Ходьба на лыжах с подъемами.
Раздел 4. Технические навыки
Теория: правила выполнения упражнений для развития технических навыков.
Практика:
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема,
по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева).
Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью
подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после
остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на
короткое и среднее расстояние.
Удары на точность: в
определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся
партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по
летящему навстречу мячу. Удары на точность в определенную цель на поле, в
ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и
внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении
вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы,
бедром, грудью.
Остановка с переводом в
стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от
соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой
ногой и поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения,
между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением
ускорений и рывков, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). «Уход» выпадом (при
атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и
уйти с мячом в другую).
«Остановка» мяча (после
замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с
мячом).
«Удар» по мячу (имитация
удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении
навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча руками. Вбрасывание с места из положения ноги вмести, с шага. Вбрасывание
мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону
скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу
и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля
катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с
падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке
с места и с разбега.
Ловля летящего в сторону
мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с
мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной и
двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой
из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с
земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и
подброшенному перед собой мячу) на точность.
Раздел 5. Тактические умения
Теория: понятие тактических умений, требования к выполнению
упражнений для развития тактических умений.
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия
без мяча. Правильное расположение
на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия
партнеров и соперника.
Выбор момента и способа
передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.
Индивидуальные действия
с мячом. Целесообразное использование
изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в
зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение
игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа
и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением
скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от
игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить
передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю,
низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнение простейших
комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и
свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты
Индивидуальные действия.
Правильный выбор позиции
по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е.
осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или
остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить
отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот,
ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную
позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Раздел 6. Учебные игры, соревнования
Теория: Требования
к спортивной одежде и обуви, уход за ними. Настрой на игру.
Практика: совершенствование технико-тактического мастерства в играх с
командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения
игры. Проигрывание плана игры с будущими соперниками.
Учебный
план модуля для девочек 7-11 лет
№
|
Наименование разделов и тем
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
Формы аттестации и контроля
|
||||||||||
Кол-во часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
|||||||||||||
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
|
||||||||
1
|
Теоретические основы игры в футбол
|
2
|
5
|
10
|
10
|
опрос
|
||||||||||
2
|
|
5
|
|
10
|
|
10
|
|
|||||||||
2
|
Общее физическое развитие
|
40
|
50
|
55
|
55
|
тесты по ОФР
|
||||||||||
7
|
33
|
8
|
42
|
8
|
47
|
7
|
48
|
|||||||||
3
|
Специальные
физические навыки
|
12
|
14
|
15
|
15
|
тесты
|
||||||||||
4
|
8
|
4
|
10
|
4
|
11
|
4
|
11
|
|||||||||
4
|
Технические навыки
|
74
|
121
|
102
|
96
|
Контрольное задание
|
||||||||||
27
|
47
|
30
|
91
|
23
|
79
|
20
|
76
|
|||||||||
5
|
Тактические умения
|
4
|
10
|
15
|
18
|
Контрольное задание
|
||||||||||
3
|
1
|
6
|
4
|
8
|
7
|
8
|
10
|
|||||||||
6
|
Учебные игры, соревнования
|
4
|
10
|
15
|
18
|
Наблюдение
|
||||||||||
1
|
3
|
1
|
9
|
1
|
14
|
1
|
18
|
|||||||||
7
|
9
|
4
|
4
|
4
|
4
|
тесты
|
||||||||||
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|||||||||
|
ВСЕГО
|
144
|
216
|
216
|
216
|
|
||||||||||
Содержание
учебного плана модуля для девочек 7-11 лет
Раздел 1.
Теоретические основы
Тема: Физическая культура и спорт в
России
Теория:
1.Международное спортивное движение.
История Олимпийских игр. Выступление российских спортсменов на Олимпийских
играх.
Тема: Развитие футбола в России и за
рубежом
Теория:
1.История развития футбола в России.
Женский футбол.
2.Российские соревнования по футболу. Участие российских
спортсменов в международных соревнованиях. Лучшие российские футболисты.
4.Современный футбол и пути его дальнейшего развития.
Российский футбольный союз, ФИФА, УЕФА.
Тема: Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Теория:
1. Общие понятия о гигиене. Личная
гигиена. Гигиеническое значение водных процедур.
2.
Гигиенические основы режима учебы,
отдыха, занятий спортом. Режим дня.
3.
Закаливание и его значение для
повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к
простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические
основы, средства закаливания.
4. Вредное
влияние употребления алкоголя и курения на здоровье. Здоровье и красота.
Тема: Правила
игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория:
1. Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана
команды, его права и обязанности.
2. Обязанности судей. Способы
судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как
воспитателя.
3. Значение спортивных
соревнований.
4. Требования к
организации и проведению
соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по
мини-футболу.
5. Виды соревнований по футболу.
Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о
соревнованиях.
Тема: Места
занятий, оборудование и инвентарь
Теория:
1. Футбольное поле для проведения тренировок и
соревнований, требования к его состоянию. Уход за футбольным полем.
2. Уход за футбольными мячами, подготовка их к тренировочным
занятиям и играм. Подсобное оборудование (щиты, стойки для обводки,
кольца-мишени и др.) и его назначение.
3. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за
ними. Требования к внешнему виду игрока: волосы, украшения, косметика.
Раздел 2. Общее
физическое развитие (ОФР)
Теория: Понятие ОФР, требования к выполнению упражнений для ОФР.
Практика:
Строевые
упражнения
- основная стойка,
посторенние в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя
на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении. Повороты на
месте. Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия.
Общеразвивающие
упражнения (ОРУ) с предметом (мяч, скакалка, гимнастическая палка) и без предмета.
Практика:
Ходьба (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде
стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе,
широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).
Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением
ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с
остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.
Прыжки
на двух и одной ноге на
месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см , 30 см . Запрыгивание на
гимнастический мат высотой не более 30-40 см .
Подвижные
игры - «Мяч ловцу», «Два
мороза», «Коршун и цыплята», «Салки», «Невод», «Попади в цель», «Пятнашки»,
«Зайцы в огороде», «Точный расчет», «Лиса и куры», «Метко в цель», «К своим
флажкам», «Кто дальше бросит», специальной направленности, с элементами футбола.
Акробатические
и гимнастические упражнения - группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора
стоя на коленях. Стойка на носках, на одной ноге (на полу и на гимнастической
скамейке); ходьба на гимнастической скамейке; перешагивание через мячи;
повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с
подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону; комбинации и комплексы
общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. Спортивные игры
по упрощенным правилам - мини-футбол.
Эстафеты
- с элементами бега,
метания, прыжков, с предметами и без.
Раздел 3. Специальные физические навыки
Теория: Понятие
СФН, требования к выполнению упражнений для развития СФН.
Практика:
Развитие гибкости - Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения
с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела,
полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо
скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов
(вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и
круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Развитие быстроты — повторный бег по дистанции 10—15 м, со старта и сходу с максимальной
скоростью от 10 до 30 м .
Бег по наклонной плоскости вниз.
Развитие ловкости - разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с
места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя
теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой,
внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную
цель, метание после кувырков, перекатов.
Развитие силы - упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса,
отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по канату,
лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.
Развитие выносливости - равномерный и переменный бег до 500 м , дозированный бег по пересеченной
местности. Ходьба на лыжах с подъемами.
Раздел 4. Технические навыки
Теория: правила выполнения упражнений для развития технических
навыков.
Практика:
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема,
по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева).
Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью
подъема. Удары внешней частью подъема.
Выполнение ударов после
остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на
короткое и среднее расстояние.
Удары на точность: в
определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся
партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по
летящему навстречу мячу. Удары на точность в определенную цель на поле, в
ворота, партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и
внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча на месте, в движении
вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы,
бедром, грудью.
Остановка с переводом в
стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от
соперника.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой
ногой и поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения,
между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением
ускорений и рывков, не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). «Уход» выпадом (при
атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и
уйти с мячом в другую).
«Остановка» мяча (после
замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с
мячом).
«Удар» по мячу (имитация
удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении
навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча руками. Вбрасывание с места из положения ноги вмести, с шага. Вбрасывание
мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону
скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу
и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля
катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с
падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке
с места и с разбега.
Ловля летящего в сторону
мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с
мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одной и
двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Бросок мяча одной рукой
из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с
земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и
подброшенному перед собой мячу) на точность.
Раздел 5. Тактические умения
Теория: понятие тактических умений, требования к выполнению
упражнений для развития тактических умений.
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия
без мяча. Правильное расположение
на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия
партнеров и соперника.
Выбор момента и способа
передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.
Индивидуальные действия
с мячом. Целесообразное использование
изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в
зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение
игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа
и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением
скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от
игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить
передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю,
низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнение простейших
комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и
свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты
Индивидуальные действия.
Правильный выбор позиции
по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е.
осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или
остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить
отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка».
Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при
различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот,
ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную
позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Раздел 6. Учебные игры, соревнования
Теория: Требования
к спортивной одежде и обуви на соревновании. Настрой на игру.
Практика: совершенствование технико-тактического мастерства в играх с
командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения
игры. Проигрывание плана игры с будущими соперниками.
Учебный
план модуля для подростков (11-15 лет)
«Большой мир футбола»
№
|
Наименование разделов и тем
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
4 год
|
Форма
аттестации и контроля
|
||||||||||
Кол-во часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
Кол-во
часов
|
|||||||||||||
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
теория
|
практика
|
|||||||||
1
|
Теоретические основы игры в футбол
|
15
|
15
|
15
|
15
|
|
||||||||||
15
|
|
15
|
|
15
|
|
15
|
|
опрос
|
||||||||
2
|
Общее физическое развитие
|
55
|
58
|
60
|
62
|
тесты
|
||||||||||
7
|
48
|
7
|
51
|
7
|
53
|
7
|
55
|
|||||||||
3
|
Специальные
физические навыки
|
15
|
15
|
16
|
18
|
тесты
|
||||||||||
3
|
12
|
3
|
12
|
3.5
|
12.5
|
4
|
14
|
|||||||||
4
|
Технические навыки
|
91
|
83
|
77
|
68
|
тесты
|
||||||||||
20
|
71
|
17
|
66
|
15
|
62
|
9
|
59
|
|||||||||
5
|
Тактические умения
|
18
|
21
|
22
|
24
|
тесты
|
||||||||||
8
|
10
|
7
|
14
|
6
|
16
|
6
|
18
|
|||||||||
6
|
Учебные игры, соревнования
|
18
|
20
|
22
|
25
|
Наблюдение
|
||||||||||
1
|
17
|
1
|
19
|
1
|
21
|
1
|
24
|
|||||||||
7
|
Контрольные
тесты
|
4
|
4
|
4
|
4
|
тесты
|
||||||||||
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|||||||||
|
ВСЕГО
|
216
|
216
|
216
|
216
|
|
||||||||||
Содержание
учебного плана модуля для подростков
Раздел
1. Теоретические основы игры в футбол
Врачебный
контроль и самоконтроль
Теория: 1.Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение
и содержание самоконтроля. Дневник
самоконтроля.
2.Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении.
Значение активного отдыха для юного футболиста
3.Спортивный травматизм.
Причины травм и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание
первой доврачебной помощи.
Технические навыки
Практика:
Высокая техника владения
мячом - основа спортивного мастерства в футболе. Качественные показатели
индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения
технических приемов, эффективность применения в конкретных игровых условиях.
Анализ выполнения различных технических приемов и эффективности их применения:
ударов по мячу ногами и головой, остановок, ведения, обводки и обманных
движений (финтов), передачи, отбора, вбрасывания мяча, основных технических
приемов игры вратаря.
Основные недостатки в
технике футболистов и пути их устранения.
Контрольные упражнения и
нормативы по технической подготовке для юных футболистов.
Тактические умения
Теория: 1.Понятие о стратегии, системе, тактике и стиле
игры в футбол.
Практика:99999999999999 2.Характеристика и анализ тактических вариантов
игры с различной расстановкой игроков.
3.Тактика отдельных линий
и игроков команды (вратаря, защитников, полузащитников, нападающих). Коллективная
и индивидуальная игра, их сочетание. Перспективы развития тактики игры.
4.Тактика игры в
нападении: высокий темп атаки, атака «широким фронтом», скоростное
маневрирование в глубину обороны противника или по фронту в чужую зону, с
переменой местами, усиление темпа атаки в ее завершающей фазе, использование
скоростной обводки, реальных возможностей для обстрела ворот. Атакующие
комбинации флангом и центром.
5.Тактика игры в защите:
«зона», «персональная опека», комбинированная оборона, создание численного
преимущества в обороне, закрывание всех игроков атакующей команды в зоне мяча,
соблюдение принципов страховки и взаимостраховки (расположение игроков).
Тактика отбора мяча. Создание искусственного положения «вне игры».
6.Тактические комбинации в
нападении и защите при выполнении ударов: начальном от ворот, угловом,
свободном, штрафном, при вбрасывании мяча из-за боковой линии.
7.Разбор по DVD и видеоматериалам техники и тактики игры
футболистов высокой квалификации.
Гигиенические знания
и навыки. Закаливание.
Режим и питание юного
футболиста
Теория: 1.Общие понятия о гигиене. Личная гигиена.
Гигиеническое значение водных процедур.
2.Гигиенические основы
режима учебы, отдыха, занятий спортом. Режим дня
3.Закаливание и его
значение для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости
организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом.
Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения.
4.Питание. Понятие о
калорийности и усвояемости пищевых продуктов. Витамины.
5.Вредное влияние
употребления алкоголя и курения на здоровье и работоспособность спортсмена.
Правила
игры в футбол. Организация и проведение соревнований
Теория:
1.Изучение правил игры.
Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.
2.Обязанности судей.
Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль
судьи как воспитателя.
3.Значение спортивных
соревнований.
4.Требования к
организации и проведению
соревнований. Особенности организации и проведения соревнований по
мини-футболу.
5.Виды соревнований по
футболу. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная. Положение о
соревнованиях. Составление календаря игр. Оценка результатов игр..
Места
занятий, оборудование и инвентарь
1. Футбольное поле для
проведения тренировок и соревнований, требования к его состоянию. Уход за
футбольным полем.
2.Уход за футбольными
мячами, подготовка их к тренировочным занятиям и играм. Подсобное оборудование
(щиты, стойки для обводки, кольца-мишени и др.) и его назначение.
3.Требования к спортивной
одежде и обуви, уход за ними.
Установка
перед игрой и разбор проведенной игры
Теория:
1.Значение предстоящей
игры и особенности турнирного положения команды.
2.Сведения о сопернике:
тактика игры команды и отдельных звеньев, сильные и слабые стороны игры,
примерный состав, характеристика игроков.
3.Определение состава
своей команды. Тактический план предстоящей игры. Задания отдельным игрокам и
звеньям. Возможные изменения тактического плана в процессе игры. Руководящая
роль капитана. Использование перерыва для отдыха и исправления допущенных в
игре ошибок.
4. Разбор проведенной игры.
Анализ игры всей команды, отдельных звенев, игроков. Положительные и
отрицательные моменты в игре, связанные с выполнением заданий. Причины успеха
или невыполнения заданий.
Раздел
2. Общее физическое развитие (ОФР)
Практика:
Строевые упражнения. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции,
направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах.
Команды для управления
строем. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроения в шеренге, в
колонне. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте.
Изменение скорости движения. Переход с шага на бег, с бега на шаг. Повороты в
движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания,
вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Выполнение упражнений на месте и
в движении.
Упражнения для мышц шеи:
наклоны, вращения и повороты головы.
Упражнения для туловища.
Упражнения для формирования правильной осанки. В различных исходных положениях
- наклоны, повороты, вращения. В положении лежа — поднимание и опускание ног,
круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног:
различные маховые движения, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады
с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с
сопротивлением в парах: повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук,
перетаскивание, приседания, переноска партнера на спине и на плечах, элементы
борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны,
повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за
спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в
движении. Упражнения в парах, в группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями,
штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны
туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и
длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед и
назад, прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми
мячами: броски и ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену,
на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, с
разбега. Длинный кувырок вне ред. Кувырки назад. Соединение нескольких
кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, с сопротивлением, на
внимание, координацию движений.
Эстафеты встречные и
круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов,
переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в
цель; бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях
перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м . Кроссы от 1000 до 3000 м , 6- и 12-минутный
бег.
Прыжки в длину и в
высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки.
Пятикратный прыжок с места.
Метание малого мяча на
дальность и в цель. Метание гранаты с места и с разбега. Толкание ядра.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом (по упрощенным правилам).
Раздел
3. Специальные физические навыки
Практика:
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости по сигналу, рывки на 5-10 м из различных исходных
положений: стоя лицом, боком, спиной к стартовой линии, из приседа, широкого
выпада, из положения сидя, лежа, из медленного бега, подпрыгивания, бега на
месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь»,
«Вызов», «Вызов номеров», «Рывок за мячом» и т.п. Стартовые рывки к мячу с
последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за владение мячом.
Упражнения для развития
дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными
в разных положениях стойками, неподвижными или медленно передвигающимися
партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. Обводка препятствий на скорость.
Переменный бег на дистанции 100-150
м (15-20
м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно). То же с ведением
мяча. Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать» и т.п.
Упражнения для развития
скорости переключения с одного действия на другое. Бег с быстрым изменением
способа передвижения (с обычного - на бег спиной вперед, боком приставным
шагом, прыжками и т.д.). Бег с изменением направления (до 180°). Бег с
изменением скорости (резкое замедление или остановка после быстрого бега, после
чего новый рывок в заданном направлении и т.п.). «Челночный» бег: 2x10, 4*5,
4x10, 2x15 м и т.п. «Челночный» бег с изменением способа передвижения. Бег с
«тенью» (повторение движений партнера, выполняющего бег с максимальной
скоростью с изменением направления). То же с ведением мяча.
Выполнение различных
элементов техники в быстром темпе.
Упражнения для развития скоростно-силовых
качеств. Приседания с отягощением (гантели, набивные
мячи, мешки с песком, диск от штанги, штанга для подростков, или юношеская,
весом от 40 до 70% веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа с отягощением и без. Прыжки на одной и обеих
ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением. Прыжки
по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину. Спрыгивание с высоты
40-80 см
с последующим прыжком вверх или рывком на 7-10 м . Беговые и прыжковые
упражнения, выполняемые в гору, по песку, опилкам, эстафеты с элементами бега,
прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок»,
«Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.п.
Вбрасывание футбольного
и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет
энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в
тренировочную стенку, батут, ворота, удары на дальность.
Толчки плечом партнера.
Борьба за мяч.
Развитие гибкости - Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения.
Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до
предела, полушпагат, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной
вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями
предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание,
«выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической
скамейке.
Упражнения для развития специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же с
ведением мяча. Переменный бег с несколькими повторениями в серии. Кроссы с
переменной скоростью.
Многократное повторение
специальных технико-тактических упражнений (например, повторные рывки с мячом с
последующей обводкой нескольких стоек и ударом по воротам, с увеличением длины
рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками).
Игровые упражнения с
мячом большой интенсивности, тренировочные игры увеличенной продолжительности.
Игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторное
непрерывное выполнение в течение 5—12 мин ловли мяча с отбиванием, ловли мяча с
падением при выполнении ударов по воротам с минимальными интервалами
тремя-пятью игроками.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и обеими ногами, доставая высоко
подвешенный мяч руками, головой, ногой. То же с поворотом в прыжке на 90-180°.
Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногой. Прыжки с места и
с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки
вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе
(жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой.
Ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводкой
стоек, обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры
типа «Живая мишень», «Салки мячом», «Ловля парами» и т.п.
Для вратарей. Прыжки с
короткого разбега, доставая высоко подвешенный мяч руками, кулаком. То же с
поворотом до 180°. Упражнения в различных прыжках с короткой скакалкой. Прыжки
с поворотами с использованием подкидного трамплина. Переворот в сторону с места
и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад
через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Упражнения на батуте: прыжки
на обеих ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись.
Раздел
4. Технические навыки
Теория: Понятие технических навыков, требования выполнения
упражнений технических навыков
Практика:
Передвижения. Различное сочетание приемов бега с прыжками, поворотами и резкими
остановками.
Удары по мячу ногой. Удары внутренней, средней, внешней частями подъема, внутренней
частью стопы, но неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. «Резаные»
удары по неподвижному и катящемуся мячу. Удары носком и пяткой. Удары с
полулета. Удары правой и левой ногой.
Выполнение ударов на
точность и силу после остановки мяча, ведения и рывков на короткое, среднее или
дальнее расстояние (с различным направлением и траекторией полета). Удары по
мячу ногой в единоборстве, с пассивным и активным сопротивлением.
Удары по мячу головой. Удары средней и боковой частью лба без прыжка и в прыжке по
летящему с различными скоростями и траекториями мячу. Удары на точность вниз и
верхом, вперед и в стороны, на короткое и среднее расстояния. Удары головой по
мячу в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и
опускающегося мяча с переводом в стороны и назад (в зависимости от расположения
игроков противника и создавшейся игровой обстановки). Остановка грудью летящего
мяча с переводом, остановка опускающегося мяча бедром и лбом.
Остановка изученными
способами мячей, катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с
разных расстояний и направлений, на высокой скорости с последующим ударом или
рывком.
Ведение мяча. Ведение мяча внешней и средней частями подъема, носком и
внутренней стороной стопы. Ведение всеми изученными способами с увеличением
скорости, с выполнением рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой
движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу,
закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом и переносом ноги через мяч. Финты
«ударом ногой» с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнеру. Финты
«ударом головой». Обманные движения «остановка во время ведения с наступанием и
без наступания па мяч подошвой», «после передачи мяча партнером с пропусканием
мяча».
Выполнение обманных
движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча
ногой в широком выпаде (полушпагат и шпагат) и в подкате.
Вбрасывание мяча. Вбрасывание из различных исходных положений с места и после
разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность.
Техника игры вратаря. Ловля двумя руками снизу, сверху, сбоку катящегося и летящего с
различной скоростью и траекторией полета мяча. Ловля мяча на месте, в движении,
в прыжке, без падения и с падением. Ловля мяча на выходе.
Отбивание ладонями и
пальцами мяча, катящегося и летящего в стороне от вратаря, без падения и с
падением. Отбивание мяча кулаком на выходе без прыжка и в прыжке.
Перевод мяча через перекладину
ладонями (двумя, одной) в прыжке.
Броски мяча одной рукой
сверху, снизу на точность и дальность.
Выбивание мяча с земли и
с рук на точность и дальность.
Раздел
5. Тактические умения
Теория: Понятие
тактической умений, требования выполнения упражнений тактической умений
Практика:
Тактика нападения
Индивидуальные действия.
Маневрирование на поле:
«открывание» для приема мяча, отвлекание соперника, создание численного
преимущества на отдельном участке поля за счет скоростного маневрирования по
полю и подключения из глубины обороны. Умение выбрать из нескольких возможных
решений данной игровой ситуации наиболее правильного и рационально использовать
изученные технические приемы.
Групповые действия. Взаимодействия с партнерами при организации
атаки с использованием различных передач: на ход, в ноги, коротких, средних,
длинных, продольных, поперечных, диагональных, низом, верхом. Игра в одно
касание. Смена флангов атаки путем точной длинной передачи мяча на свободный
от игроков соперника фланг. Правильное взаимодействие на последней стадии
развития атаки вблизи ворот противника. Совершенствование игровых и стандартных
ситуаций.
Командные действия. Организация быстрого и постепенного нападения по
избранной тактической системе. Взаимодействие с партнерами при разном числе
нападающих, а также внутри линии и между линиями.
Тактика защиты
Индивидуальные действия.
Совершенствование
«закрывания», «перехвата» и отбора мяча.
Групповые действия. Совершенствование правильного выбора позиции и
страховки при организации противодействия атакующим ситуациям. Создание
численного превосходства в обороне. Взаимодействие при создании искусственного
положения «вне игры».
Командные действия. Организация обороны против быстрого и
постепенного нападения и с использованием персональной, зонной и
комбинированной защиты. Быстрое перестроение от обороны к началу и развитию
атаки.
Тактика вратаря. Выбор места (в штрафной площади) при ловле мяча
на выходе и на перехвате; правильное определение момента для выхода из ворот и
отбора мяча в ногах; руководство игрой партнеров по обороне. Организация атаки
при вводе мяча в игру.
Раздел
6. Учебные игры, соревнования
Совершенствование
индивидуальных, групповых и командных тактических действий при игре по
избранной тактической системе.
Обязательное применение
в играх изученного программного материала по технической и тактической
подготовке.
1.4.
Предполагаемые результаты
В результате освоения программы учащиеся будут:
·
иметь
представления о строении, функциях организма, о
здоровье и здоровом образе жизни
·
демонстрировать
навыки сохранения здоровья, потребность к ведению здорового образа жизни;
·
проявлять интерес
к занятиям системной физкультурно-оздоровительной деятельности;
·
применять навыки
сотрудничества и умения взаимодействовать в команде;
·
иметь опыт
соревновательной, общественно-значимой физкультурно-оздоровительной,
интеллектуально-конкурсной деятельности в области физкультуры и спорта.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(см. Приложение
№ 1)
2.2. Условия
реализации программы
Материально-техническое
обеспечение.
Для
реализации программы необходимо материально-техническое оснащение и
дидактическое обеспечение:
Специализированные площади:
1) футбольные поля
2) два игровых зала 30х20
м;
3) спортивные площадки
4) тренерская комната;
5)методический класс,
оборудованный современной аппаратурой (видеокамера, проектор, компьютер, видео-
и аудиоаппаратура);
6) раздевалки для
обучающихся (душ, туалет);
7) медико-восстановительный
центр (сауна, бассейн и т.д.);
8) автотранспорт.
Оборудование:
1) стандартные ворота
(футбольные) 4 шт.
2) футбольные ворота 2*5
м 4шт.
3) футбольные ворота 2*3
м 4 шт.
4) футбольные ворота 1,5*2
м 4 шт.
5) малые ворота 1*1 м 4 шт.
6) стойки для обводки 20 шт.
7) стойки для подвесных
мячей 2 шт.
8) малые отражающие стенки
1x2 м 4 шт.
9) отражающая стенка 1 шт.
10) легкоатлетические
барьеры 10 шт.
Инвентарь:
1) флажки угловые 20шт.
2) конусы тренировочные 20 шт.
3) комплект конусов 2х40 шт.
4) комплект барьеров 10шт.
5) мячи футбольные 100шт.
6) планшет магнитный 2 шт.
7) сетка для мячей 10шт.
8) компрессор для накачивания мячей 2 шт.
9) игровая форма двух
цветов 16 комплектов.
10) манишки двух цветов
20штук
Информационное
обеспечение:
Учебники
по физической культуре.
Учебники
по футболу.
Методические
пособия по футболу, спортивным играм, методике занятий и тренировок.
Правила
соревнований.
Инструкции
по технике безопасности.
Нормативные
документы по дополнительному образованию.
Учебные
карточки с заданиями.
Разработанные
и утверждённые тесты, нормативы общего физического развития.
Кадровое
обеспечение:
Программу
реализует педагог дополнительного образования, имеющий подготовку в области
физкультуры и спорта.
2.3. Формы
аттестации
После освоения содержания
каждого раздела учащимся предлагается пройти тестовые контрольные задания. В
течение учебного года проходят учебные и
товарищеские игры, в процессе которых педагог наблюдает и оценивает специальные
умения юного футболиста. Оценка
результатов учащихся проходит в апреле-мае месяце после контрольно-аттестационных
игр и тестовых занятий. Возможна организация занятий, где учащиеся могут
разбирать тестовые ситуации, где возможно проявление личностных качеств и
метапредметных умений, может проходит разбор образовательных затруднений и
презентация достижений в программе, выявление причин проблемных ситуаций и
перспектив развития в процессе работы с дневничком юного футболиста.
В программе реализуется система контроля и оценки образовательных
достижений учащихся, где используются такие способы оценивания как тестирование по
показателям общефизического развития, экспертиза педагога по качеству ведения
игры и судейской практики, наблюдение и экспертиза педагога за проявлением личностных
качеств, и метапредметных умений в образовательном процессе. В оценочной
деятельности используется шкала трех уровней: уровень результатов учащегося
ниже базового (НБ), базовый (Б), выше базового (ВБ)..
Критериально-оценочная таблица
Оценочные параметры
|
Оценочный
показатели и индикаторы
|
Способы оценки
|
Общефизические и специальные
умения учащегося
|
Уровень выполнения упражнений по ОФР в соответствии
с нормативом:
-быстрота и
выносливость (бег),
-координация (челночный бег),
-скоростно-силовые качества (прыжки).
|
тест по ОФР и СФР
|
Уровень выполнения упражнений по СФР в соответствии
с нормативом:
- бег с мячом
- удары по воротам с 16 метров(правый или левый угол ворот)
- жонглирования мяча
|
тест
|
|
Уровень
(частота) участия в соревновательной, общественно-полезной и игровой,
интеллектуальной деятельности в области физкультуры и
здоровья
|
Статистика участия в конкурсах,
соревнованиях, играх
(экран участия)
|
|
Метапредметные умения
|
-Уровень
самостоятельности по составлению и
выполнению программы личного физического совершенствования и
здоровьесбережения,
-уровень
самоконтроля за своим физическим
состоянием, образовательными достижениями
|
Анализ дневника самоконтроля и
развития, выполнения контрольных и ситуационных заданий.
Работы в презентационных формах, в
обсуждении образовательных затруднений и достижений
|
Личностные качества
|
-Ориентация
при выполнении заданий и в поведении на
ценности здорового и безопасного образа жизни (негативное отношение к вредным
привычкам, отсутствие опасных для своего здоровья и здоровья других форм поведения и т.д.);
-проявление
нравственных форм поведения и умений
бесконфликтного общения
со
сверстниками и взрослыми
-командные
способности в игровой деятельности
-дисциплинированность
на занятии и отсутствие пропусков
|
Наблюдение за поведением, выполнением
ситуационных заданий, педагогическая экспертиза
|
В учебных занятиях большое
внимание уделяется воспитанию быстроты, которая наиболее трудно поддается
развитию. Чтобы избежать преждевременной стабилизации достигнутого уровня
развития быстроты, необходимо наряду с повторным бегом максимальной скорости
широко использовать скоростно-силовые и собственно силовые упражнении.
В процессе
реализации программы используются различные формы и методы обучения, соответствующие
специфике тематического раздела.
Раздел
|
Форма занятия
|
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса
|
Форма подведения итогов
|
Общефизическая
развития.
|
Объяснение,
практическое занятие в групповой и инд. форме
|
Словесный
метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой,
дифференцированный методы.
|
Контрольные
тесты и упражнения. Мониторинг.
|
Специальная
физическая развития
|
Объяснение,
практическое занятие в групповой и инд. форме
|
Словесный
метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный,
дифференцированный, игровой методы.
|
Контрольные
тесты и упражнения.
Мониторинг.
|
Технические
навыки
|
Объяснение,
демонстрация технического действия, практическое занятие, в групповой и инд.
форме, показ видео материала, посещение соревнований.
|
Повторный,
дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод.
Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод
подводящих упражнений.
|
Контрольные
тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.
|
Тактические
умения
|
беседа,
тренировка, показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.
|
Групповой,
повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и
последующее обсуждение соревнований.
|
Контрольные
тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.
|
Теоретические
умения.
|
беседа, групповые и инд. формы
|
Рассказ,
просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями.
|
Опрос учащихся,
тестирование.
|
Контроль
умений и навыков.
|
Соревнования
(школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Сдача контрольных тестов .Судейство и
организация соревнований.
|
Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских
встречах. Метод опроса.
|
Обсуждение
результатов соревнований.
Обработка
тестов. Обработка контрольных результатов.
|
Комментарии.
Начальное обучение технике владения мячом и тактике игры следует проводить при
помощи упражнений, доступных для детей этого возраста, подвижных игр,
направленных на развитие периферического зрения: «Ручной мяч», «Задания по
сигналу», «Салки» и т.д. Периферическое зрение необходимо при игре в футбол,
смотря на мяч в движении, учащийся может видеть, что находится слева и справа.
Не нужно
требовать выполнения упражнений в
максимальном темпе, применять много таких, где необходима быстрая и
точная реакция на меняющуюся обстановку. Овладение индивидуальными и групповыми
тактическими действиями в двухсторонних играх и игровых упражнениях доступно
для мальчиков этого возраста в ограниченных составах – 3х3, 4х4, 5х5 человек и
на малых игровых площадках – 20х30 и 30х50 м, в начальной подготовке
используются в основном комплексные учебные
занятия.
В системе обучения девочек в игровой ситуации
внимание сфокусировано на мяче, но девочки действуют «кучно» (все игроки - где
мяч) и единственное решение в данной игровой ситуации - протолкнуть мяч через
множество игроков. При такой игре отсутствует командное действие и
результативность. В данной игровой ситуации внимание необходимо обращать на
позиции и роли игроков, их место на футбольном поле, индивидуальные действия,
разбор и решение игровых ситуаций. Работая над данной проблемой, используются
ролевые игры «Поменяйся местами», «Твоя миссия», пространственные – «Разыграй
мяч», «Далеко-близко» и т.д. Необходимо отметить, что на занятиях девочки более
подвержены эмоциям по отношению друг к другу. Положительный момент в этой
ситуации имеют товарищеские игры: воспитание спортивного характера, духа
соперничества, смелости, решительности, развитие физических качеств.
2.6. Список литературы
Список
литературы для педагога
1. Антипов А.В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в
детско-юношеском футболе: научно-методическое пособие / А.В. Антипов, В.П.
Губа, С.Ю. Тюленьков. - М.: Советский спорт, 2008. -152с.
2. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт. 1985. -239 с.
3. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М.: Терра-Спорт,
Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.
4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды
спорта: монография / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2008.-304с.
5. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки
спортивного резерва в футболе: автореф. дне ... д-ра пед. наук / А.П.
Золотарев. - Краснодар, 1997. - 50 с.
6. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах
многолетней подготовки футболистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.С. Лалаков.
- Омск, 1998. - 54 с.
7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.:
Советский спорт, 2010. - 384 с.
8. Монаков
Г.В. Подготовка
футболистов. Теория и
практика / Г.В. Монаков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт,
2007. - 288 с.
9. Петухов А.А.
Футбол. Формирование
основ индивидуального
технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения:
монография / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.
10. Платонов В.П. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая
теория и практические ее предложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская
литература, 2004. - 808 с.
11. Сучилин
А.А. Теоретико-методологические основы
подготовки резерва для профессионального футбола: автореф. дис. ... д-ра
пед. наук. в виде научного доклада / А. А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 74 с.
12. Тюленъков
С.Ю. Теоретико-методические аспекты
управления подготовкой футболистов: учеб, пособ. / С.Ю. Тюленьков, В.П.
Губа, А.В. Прохоров. - Смоленск, - М., 1997. - 116 с.
13. Футбол: учебник / пол ред. М.С. Полишкнса, В.А.
Выжгина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.
14. Футбол:
Поурочная программа для учебно-тренировочных групп спортивного
совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / Под общ. ред. С.Н. Андреева, М.С. Полишкиса,
Н.М. Люкшинова, В Н Шамардина -М., 1986. - 261 с.
15.
Футбол: Учебная программа для
спортивных школ. - М., 1981. -118 с.
16.
Шамардин А.И. Функциональная подготовка футболистов: учеб пособ. / А.И.
Шамардин, И.Н. Солопов, А.И. Исмаилов. - Волгоград 2000.- 150с.
17.
Юный футболист: учеб, пособ. для тренеров / под. общ. ред. А.П. Лаптева, А.А. Сучилина. - М.:
Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.
Список
литературы для учащихся и родителей
1Дэвит Голдблатт.
Энциклопедия футбола. Самая полная информация об игре. АСТ-изд. 2003г
2 Борис Козловский. Тайна
Футбольного мяча. Москва -2008г.
3 Саймор Купер. Футбол и его враги. Амфора-спорт-2009г.
4 Василий Уткин. Играй в футбол!
Записи спортивного комментатора, Москва -2008 г.
5 Игорь Рабинер. Наша Футбольная
Россия. Москва -2008
6 Игорь Рабинер. ЕВРО-2008,
Бронзовая сказка Москва-2008
г .
7 Е.В. Сергеев. Футбол в Европе.
Энциклопедия. Спорт и культура – 2000г.
8 Оксана Усольцева. Футбол.
Спортивная энциклопедия.2009 год. Эксмо
изд.
9 Джилл Харви. Футбол. Уроки лучшей игры.
Издательство АСТ 2007 г .-
4000 экз.
10 Швыков, И. А. Футбол: практ.
пособие / И. А. Швыков. - М.: Терра-Спорт, 2002. - 143 с. - (Спорт в школе)
Комментариев нет:
Отправить комментарий